Задача 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОХОДОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
ПО БУКСИРОВКЕ ЛИНЕЕК
Дано
Определить необходимое число буксирных катеров для транспортировки секций от лесостоянки до выгрузочного участка рейда приплава. Исходные данные приведены в таблице 6.1.
Исходные данные | Исходные данные для задачи | |||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
Объем леса, подлежащего буксировке, тыс. м3, W | 800 | 850 | 900 | 950 | 840 | 870 | 980 | 870 | 990 | 890 |
Продолжительность навигации, сут, tНАВ | 100 | 90 | 95 | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 |
Расстояние буксировки секций, км, S | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Количество пучков в секции, шт.: | ||||||||||
по ширине, n1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 |
по длине, n2 | 12 | 9 | 8 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 13 | 12 |
Длина бревен в пучках, м, l | 6,5 | 6,0 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,0 | 9,5 | 9,0 |
Объем пучка, м3, W1 | 28 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 27 |
Соотношение осей поперечного сечения пучка C=B/H | 2,0 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 |
Коэффициент полнодревесности пучка,
![]() | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,7 |
Объемный вес древесины, т/м3 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Скорость теч. потока, м/с | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,5 |
Число рабочих смен в сутки | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Время на вспомогательные операции, приходящиеся на один оборот судна, мин, tвсп | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 |
Размеры пучка определяются из соотношений:
Объем пучка: ,
где b - ширина пучка, м; h - высота пучка, м; l - длина
пучка, м; c - соотношение осей поперечного сечения
пучка; - коэффициент полнодревесности пучка.
Откуда высота пучка, м: ,
ширина пучка, м:
.
Осадку пучка определяем по формуле, м:
,
где и
- объемный вес соответственно древесины и
воды, т/м3;
-
поправочный коэффициент, зависящий от объемного веса древесины.
При = 0,7 - 0,8 т/м3;
= 0,935.
Объем секции, м3:
Для определения скорости буксировки секций необходимо построить
совмещенный график кривых сопротивления воды движению секций и
силы тяги на гаке буксирного судна.
Сила тяги на гаке определяется в зависимости от скорости движения
катера на спокойной воде .
Сопротивление воды движению пучковых плотов, секций или линеек
определяем по формуле, кг:
fр - коэффициент сопротивления трению, для пучковых плотов:
fр = 0,45 кг с2/м4;
v - скорость движения буксируемого воза относительно воды, м/с.
Задаемся несколькими значениями скорости буксировки и для каждого из них
вычисляем по последней формуле сопротивление движению секции.
При v = 0,3 м/с, v = 0,6 м/с, v = 0,9 м/с, v = 1,2 м/с.
Число секций, подлежащих буксировке в сутки:
,
где W1 - объем пучка, м3;
n = n1n
Ширина секции, м: .
Длина секции, м: ,
где 1,05 - коэффициент, учитывающий интервалы между пучками.,
где F - погруженная в воду площадь поперечного сечения буксируемого
воза, м2:
F = BT;
- смоченная поверхность буксируемого воза:
= L (B+2T),
- коэффициент сопротивления формы
(лобового сопротивления),
рассматривается в зависимости от площади поперечной секции плота
и скорости его буксировки. Численные значения коэффициента остаточного
сопротивления приведены в таблице 6.2.
BT, м2
v, м/с
v, м/с
v, м/с
v, м.с
6
0,3
0,30
0,6
0,60
0,9
1,00
1,2
1,30
10
0,3
0,40
0,6
0,80
0,9
1,20
1,2
1,45
20
0,3
0,55
0,6
1,10
0,9
1,40
1,2
1,50
40
0,3
0,70
0,6
1,30
0,9
1,45
1,2
1,55
60
0,3
0,80
0,6
1,40
0,9
1,48
1,2
1,55
80
0,3
0,90
0,6
1,50
0,9
1,51
1,2
1,55
Результаты расчета наносим в виде кривой R = f(v).
На этом же рисунке совмещаем также и кривую силы тяги на гаке для
соответствующего по заданию буксирного катера.
По точке пересечения этих кривых находим оптимальную скорость буксировки:
Общее время на оборот судна определяем по формуле:
,
где vо - скорость течения потока, м/с; vм - скорость движения катера
без воза, определяется из графика , м/с.
,
где W - объем леса, подлежащего буксировке, м3;
tНАВ - продолжительность
навигации, сут.
Необходимое число катеров находим по зависимости:
,
где tс - продолжительность рабочей смены в часах за вычетом времени на
заправку горючим, передачу вахт и другие подготовительно-заключительные
операции. При восьмичасовом рабочем дне tс=7 ч.
Титульная страница
Введение
Указания к темам курса
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Задача 6
Литература