Задача 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ БАЛЛАСТНОГО
ГРУЗА ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСАДКИ СУДНА
Дано
Вследствие неправильной установки двигателя судно получило дифферент на корму.
Определить,
какой балластный груз нужно принять в носовую часть судна,
чтобы выровнять его осадку. Исходные данные приведены в таблице 3.
Исходные данные | Вариант | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Угол дифферента на корму, град, ![]() | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 |
Главные размерения судна, м: | ||||||||||
длина, L | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 21 | 22 | 22 |
ширина, В | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 |
осадка, Т | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
Коэффициенты полноты: | ||||||||||
водоизмещения ![]() | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
диаметрали ![]() | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
конструктивной ватерлинии а | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Ордината центра тяжести, м, ZД | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 0,8 | 0,9 | 1,1 |
Ордината центра величины, м, ZС | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
Координаты центра тяжести далластного груза, м: | ||||||||||
Х2 | 7 | 8 | 9 | 8 | 10 | 11 | 11 | 12 | 11 | 11 |
Z2 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 2,2 | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,9 | 2,5 |
Определение величины балластного груза начинаем определять из условия, что в первом приближении после приема балластного груза осадка и метацентрическая высота судна не изменяются.
Вес груза, необходимого для выравнивания, найдем из следующей формулы:
,
где - угол дифферента на корму, град.;
D - водоизмещение судна, т;
- момент дифферента, т.м.;
H - начальная метацентрическая высота,
м; Р - вес груза, т; Х2 - координата центра тяжести балластного
груза, м.
Откуда: .
Водоизмещение судна: ,
где - коэффициент полноты
водоизмещения; L - длина судна, м; В - ширина судна, м; Т - осадка судна, м;
- коэффициент полноты диаметрали.
Начальная метацентрическая высота:
,
где R - большой метацентрический радиус, м; ZД - ордината центра
тяжести, м; ZС - ордината центра величины, м.
Большой метацентрический радиус определяем по приближенной формуле А. П.
Фан-дер-Флита, м:
,
где a - коэффициент конструктивной ватерлинии.
Далее для определения веса балластного груза во втором приближении
последовательно вычисляем:
дополнительную осадку судна:
,
новую метацентрическую высоту, м:
,
где Z2 - координата центра тяжести балластного груза, м.
Вес балластного груза, необходимого для выравнивания положения судна, т:
,
где Х2 - координата центра тяжести балластного груза, м.
Определение величины балластного груза начинаем определять из условия, что в
первом приближении после приема балластного груза осадка и метацентрическая
высота судна не изменяются.
Вес груза, необходимого для выравнивания, найдем из следующей формулы:
,
где - угол дифферента на корму, град.;
D - водоизмещение судна, т;
- момент дифферента, т.м.;
H - начальная метацентрическая высота,
м; Р - вес груза, т; Х2 - координата центра тяжести балластного
груза, м.
Откуда: .
Водоизмещение судна: ,
где - коэффициент полноты
водоизмещения; L - длина судна, м; В - ширина судна, м; Т - осадка судна, м;
- коэффициент полноты диаметрали.
Начальная метацентрическая высота:
,
где R - большой метацентрический радиус, м; ZД - ордината центра
тяжести, м; ZС - ордината центра величины, м.
Большой метацентрический радиус определяем по приближенной формуле А. П.
Фан-дер-Флита, м:
,
где a - коэффициент конструктивной ватерлинии.
Далее для определения веса балластного груза во втором приближении
последовательно вычисляем:
дополнительную осадку судна:
,
новую метацентрическую высоту, м:
,
где Z2 - координата центра тяжести балластного груза, м.
Вес балластного груза, необходимого для выравнивания положения судна, т:
,
где Х2 - координата центра тяжести балластного груза, м.