Задача 5
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ТЕПЛОХОДА
Дано
Определить наибольшую скорость хода судна и потребляемую винтом мощность. Гребной винт размещен в тоннеле кормовой оконечности судна. Исходные данные приведены в таблице 5
Исходные данные | Вариант | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Главные размерения судна, м: | ||||||||||
длина, L | 15 | 16 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 17 |
ширина, В | 3,6 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 4,4 | 4,2 | 4,4 | 4,5 | 3,8 | 4,6 |
осадка, Т | 0,75 | 0,88 | 0,91 | 1,05 | 0,78 | 0,98 | 1,10 | 0,96 | 0,93 | 1,20 |
Коэффициенты полноты: | ||||||||||
корпуса судна, ![]() | 0,52 | 0,48 | 0,50 | 0,40 | 0,45 | 0,44 | 0,46 | 0,42 | 0,43 | 0,54 |
плоскости мидель-шпангоута, ![]() | 0,80 | 0,78 | 0,90 | 0,72 | 0,82 | 0,74 | 0,76 | 0,75 | 0,84 | 0,86 |
Характеристики гребного винта, м: | ||||||||||
диаметр, D | 0,85 | 0,80 | 0,90 | 0,95 | 0,75 | 0,92 | 0,86 | 0,94 | 0,93 | 0,88 |
шаг, H | 0,93 | 0,92 | 0,94 | 0,78 | 0,70 | 0,75 | 0,77 | 0,84 | 0,91 | 0,88 |
число лопастей, i | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
дисковое отношение, ![]() | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 | 0,55 |
число оборотов, об/мин, n | 540 | 500 | 480 | 520 | 520 | 460 | 440 | 420 | 430 | 450 |
Шаговое отношение винта:
,
где H - шаг винта, м; D - диаметр винта, м.
Коэффициент попутного потока по формуле (для судов с тоннельными обводами кормы):
,
где V - объемное водоизмещение судна, м3; Т - осадка судна, м.
,
где L - длина судна, м; B - ширина судна, м;
- коэффициент полноты корпуса судна.
Для судов с тоннельными обводами кормы коэффициент засасывания
t = =0,27.
Задаемся несколькими (5…10) значениями скорости движения судна в
пределах от 1 до 10 м/с и для каждого из них последовательно определяем:
а) сопротивление воды движению судна по формуле Ленинградского Речсудопроекта:
,
где v - скорость хода судна, м/с, f - коэффициент сопротивления трению,
для металлических судов f = 0,17 кГ с2/м4; - смоченная поверхность
судна, которую можно определить по эмпирической формуле А. Б. Карпова, м2:
.
F - площадь погруженной части мидель-шпангоута:
,
где
- коэффициент полноты плоскости мидель-шпангоута.
h - коэффициент остаточного сопротивления:
.
Fч - число Фруда: ;
б) скорость подтекания воды к гребному винту, м/с:
;
в) относительную поступь винта:
,
где n - число оборотов винта в секунду, об/с;
г) по диаграмме расчета четырехлопастных гребных винтов с дисковым
отношением = 0,55 устанавливаем значение
коэффицикнта упора k1 и к.п.д. изолированного винта
. На диаграмме находят точку
пересечения линий с заданными значениями Н/D и
и по этой точке
определяют соответственно величины k1 и
;
д) упор изолированного винта:
,
где - плотность воды,
= 102 кГ· с2/м4;
е) полезный упор винта, работающего за кормой судна:
.
По результатам расчетов строятся кривые R = f(v),
Р = f(v) и Ре = f(v).
По точке пересечения кривых R = f(v) и Ре = f(v) устанавливаем наибольшую
скорость хода судна v, к.п.д. винта ,
полезный упор (силу тяги) винта Ре.
Упор изолированного винта определяем по формуле:
.
Мощность на гребном валу определяем по формуле:
.
Эффективная мощность двигателя:
,
где - к.п.д. валопровода,
принимаем
= 0,95;
- к.п.д. редуктора,
принимаем
= 0,97.