Лесные культуры. Раздел "Лесные питомники"
Предмет "Лесные культуры". История развития     Лесное семеноводство     Лесные питомники     Лесные культуры    



Лесные питомники

План лекции:

1. Отделения питомника:

2. Севооборот в питомнике

3. Расчет площади питомника

4. Выбор места под питомник

5. Принципы организации территории

Питомник – земельный участок, на котором ведется специализированное хозяйство по выращиванию посадочного материала. Сезонный цикл работ в питомнике при условии его постоянного функционированиятребует занятости рабочих в зимнее время (народные промыслы, шишкосушилка).

По целевому назначению питомники делятся на:

      1. Лесные
      2. Озеленительные
      3. Плодово-ягодные

По величине:

      1. Мелкие, с площадью до 5 га
      2. Средние, от5до 25 га
      3. Крупные, более 25 га.

По продолжительности деятельности:

    1. Временные, со сроком деятельности до 5 лет.
    2. Предназначены для однократного выращиания посадочногоматериала, чаще закладывают на вырубках и гарях. Использованние временных питомнико вне обеспечивает применение механизмов и точное соблюдение правил выращиванияиз-за отсутствия дорог, техники и специалистов. Однако положительным при этом может быть выращивание посачного материала на лесных почвах, в первый год развития таких посевов нет соряков и есть микориза.

    3. Постоянные

. Здесь чаще работают профессионалы, имеется специализированная техника и есть возможности механизации и автоматизации работ.

Питомник состоит из следующих отделений:

2. Cевооборот в питомнике

Севооборот - научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени, с целью сохранить и повысить плодородие, восстановить структурное состояние, улучшить физические свойства почвы и накопить влагу.

Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле, называется ротацией севооборота. Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определенное число равновеликих полей.

В лесных питомниках часто бывают трехпольные и четырехпольные севообороты: 1-е поле пар, второе - поле 1 года и третье - поле 2-го года.( т.е. 2 года выращивания + паровое поле)

Четырехпольный севооборот: Ель три года выращивания + паровое поле). При условии 2-х летнего парования прибавляется 2 поля.

 

3. Расчет площади питомника

Площадь питомника рассчитывают на основании проектируемого выхода посадочного материала с 1 га продуцирующей площади питомника, то есть площади, занятой посевами или посадками вместе с междурядьями и межленточным пространством.

Полезная, или основная, площадь питомника включает: посевное отделение, школьное отделение, маточную плантацию ив и тополей.

Площадь посевного отделения определяется по сумме площадей:

P = S (P1+ P2+ ...+ Pi) (1)

где i - число видов древесных пород данного питомника,

Pi - площадь выращивания одной породы.

Pi =Nr ar S / nr S1 , (2)

где N - плановое задание, тыс. шт.;

а - возраст выращивания посадочного материала;

S - количество полей в севообороте;

n - плановый выход посадочного материала, тыс. шт.;

S1 - количество полей, занятых сеянцами.

Площадь школьного отделения рассчитывается по формуле (2), только здесь n не определяется по справочнику (1), а рассчитывается по формуле(3):

n = n1 - О, (3)

где n1 - количество высаженных на 1 га растений, определяемых по формуле (4):

n1 = П / Ш (4) ,

где П – погонаж;

Ш - шаг посадки;

О - отпад, который планируется около 4% от коли- чества высаженных растений;

П= 1002 r Б / В,

где Б - количество строк в ленте;

В - ширина ленты и межленточного пространства.

Обоснование шага посадки в зависимости от биологии породы.

К быстро растущим породам относятся береза, тополи, клен ясенелистный, черемуха, ясень зеленый и ясень пушистый. Расстояние между растениями в одном ряду 0,9 - 1 м, между саженцами в ряду - 0,4 - 0,5 м. К быстро растущим кустарникам относят желтую акацию, жимолость татарскую, бузину и т. д. Расстояние в ряду для них - 0,3 м.

К умеренно растущим породам относятся клен остролистный, вяз обыкновенный, ясень обыкновенный, из кустарников - сирень, кизильник, боярышник. Для них можно рекомендовать двухстрочное ленточное размещение при расстоянии между лентами 0,7 - 0,8 метров, между строчками - 0,25 - 0,4 м и между растениями в ряду - 0,25 - 0,3м.

К медленно растущим растениям относят дуб, бук, граб, липу, ель, кедр, пихту, тую.

Количество растений в уплотненной школе, используемой для медленно растущих пород, может быть от 100 до 200 тыс. шт./ га.

Расчет площади плантации проводится по формуле: P=1,2N / n

(20 % площади планируется на отдых),

где: N - плановое задание, тыс. шт.

n - выход черенков с 1 га, тыс. шт.

При планировании схемы размещения растений необходимо знать - кустарниковую или древесную форму растения будут иметь в будущем. Так, например, при выращивании кустарниковой формы ив можно планировать схему смешения 1,5ґ 0,5 м, при выращивании тополей 3ґ 3 или 4ґ 4 м.

Полезная площадь питомника предназначена для выращивания лесного посадочного материала и включает в себя площадь посевного и школьного отделений и маточную плантацию.

Вспомогательная площадь предназначена для обследования, обслуживания полезной части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. В нее включают: хозяйственные участки (прикопочный и компостник), дорожную сеть, водоемы, оросительную сеть, усадьбу с постройками, защитные полосы, защитную изгородь, дендрарий и резервный участок.

Вспомогательная площадь составляет 25% от полезной для крупных питомников, 30% - для средних и 40% - для мелких питомников.

Резервная площадь составляет обычно 5% от полезной, величина прикопочного участка и компостника принимается по 0,02 га, площадь живой изгороди и дорог рассчитывается по чертежу. Ширина магистральной и окружной дорог может быть принята 6-8 м, ширина вспомогательных дорог - 3 м. Форма и размеры водоемов, дендрария и усадьбы выбираются произвольно и зависят от имеющейся площади.

    1. Выбор места под питомник

    1. Принципы организации территории.

При составлении проекта необходимо иметь план вертикальной съемки с горизонталями через 0,25 –0,5 ми почвенную карту 1:1000 (или1:2000), а также карты расселения сорняков и вредных насекомых. После рубки территории и уборки порубочных остатков площадь планируют и делят на поля сетью основных и второстепенных дорог. Ширина основных дорог (магистральных, окружных) - 6-8 м, второстепенных дорог – 3-6 м.

Самые ровные, плодородные почвы отводятся под посевное отделение. Под школы – более глубокие почвы, под плантации ив и тополей лучше отводить почвы у водоемов, в пониженных местах.

Сразу после планирования почвы обычно делают закладку зеленых декоративных изгородей, защитных полос вдоль полей и дендрария.

 

Обработка почвы в питомниках

План лекции

  1. Теоретические основы.
  2. Системы обработки почвы.

    1. Теоретические основы. Обработка почвы представляет собой механическое воздействие на нее рабочими органами орудий с целью создания благоприятных условий для роста и развития посадочного материала путем направленного изменения водного, воздушного, теплового и питательного режимов.

Задачи обработки почвы:

  1. Оптимизация водного, воздушного, теплового и питательного режимов.
  2. Усиление круговорота питательных веществ путем извлечения из из более глубоких горизонтови воздействия на микробиологические процессы.
  3. Уничтожение сорных растений, возбудителей болезней и вредителей.
  4. Защита почвы от ветровой и водной эрозии.
  5. Создание благоприятных условий для заделки семян.
  6. Заделка в почву растительных остатков и удобрений.

Водный режим почвы и его регулирование. Вода поступает в основном в виде осадков из атмосферы. Расходуется вода на испарение с почвы, на образование органической массы, на потребление сорняками, на инфильтрацию в грунтовые воды и сток воды и снос снега с поверхности почвы. Потребность в воде с весны до половины вегетационного периода увеличивается, а запасы ее в почве уменьшаются. Регулирование водного режима осуществляется следующими мероприятиями:

С водным режимом тесно связан воздушный. Задача регулирования воздушного режима – поддержание в почве газообмена между атмосферой и почвой. Кислород обеспечивает окисление органических веществ и перевод их в доступную для растений форму, способствует деятельности микроорганизмов. Азот в присутствии кислорода используется нирофицирующими бактериями, которые образуют нитраты, пополняя запасы азота в почве. Воздушный голод чаще бывает в регионах с избыточным увлажнением. Растения чаще страдают от недостатка кислорода, чем от переувлажнения. Регулирование воздушного режима – за счет глубокой вспашки, уничтожения корки на поверхности почвы и гидромелиоративными мероприятиями.

Тепловой режим. Для каждой породы необходимы тепловые условия, меняющиеся по фазам роста сеянцев и саженцев. Температура почвы при этом имеет немаловажное значение. Сроки посевов, послевсходовое формирование корневой системы и надземной части сеянцев тесно связаны с температурным режимом почв, причем минимальные и максимальные температуры для разных пород различны. Для развития микроорганизмов температура почвы также имеет немаловажное значеник. Поступление тепловой энергии солнца к поверхности почвы может быть увеличено ее обработкой и регулированием водно-воздушного режима. Вспаханная почва больше аккумулирует тепло, она менее теплопроводна и более теплоемка. Внесение органического вещества также улучшает тепловой режим. Чем глубже вспашка, тем больше сумма накопленных температур на поверхности почвы.

Питательный режим. Потребность в элементах питания зависит отпороды и срока выращивания. Удовлетворение же растений в питании достигается за счет обработки почвы. Регулирование режима питания идет следующими путями:

Таким образом, водный, воздушный тепловой и питательный режимы связаны между собой и оказывают решающее воздействие на выращивание посадочного материала.

    1. Основныые приемы и системы обработки почвы

Обработка почвы бывает основная и предпосевная. Прием обработки почвы – это однократное воздействие на нее машинами и почвообрабатывающими орудиями. Приемы бывают основные и специальные. К основным относят: вспашка, лущение, боронование, культивация, прикатывание, грядование и т. д. Специальные:приемы – двух- трех-слойная вспашка, плантажная вспашка с предплужниками, фрезерование, кротование и т. д.

Один прием не может обеспечить обработку почвы, поэтому чаще применяют системы.

Система зяблевой вспашки- включает лущение почвы, глубокую осеннюю или весеннюю вспашку, весеннее боронование. Лущение – рыхление поверхностного горизонта на глубину 4-7 см. Чаще проводится дисковыми орудиями в перпендикулярных направлениях с целью прервать капилляры, запахать сорняки, подрезать их корни. При этом не допускается вынос подзола на поверхность. Крупные пласты после вспашки уходят под снег.Рано весной проводится боронование.

Система черного (осеннего) пара – Применяется в случае сильного засорения корневищными или корнеотпрысковыми сорняками. Включает систему зяблевой вспашки и боронования перед посевом, кроме того, в течение летнего времени неоднократное боронование и культивация. Осенняя перепашка без оборота пласта, для проникновения воздуха в нижние слои почвы.

Система раннего (весеннего) пара – Когда сеянцы выкапываются весной, глубокая зяблевая вспашка проводится тоже весной. Остальная обработка – как при системе черного пара.

Система занятого пара – Основная система зяблевой вспашки. По паровому полю проводится посев сельскохозяйственных культур или многолетних трав, способных связывать атмосферный азот, осенью - уборка культур, перепашка, боронование . Посев применяют для пополнения почвы азотом, для образования прочной комковатой структуры в верхнем слое почв.

Система сидерального пара – Основная система зяблевой вспашки. Применяют посевы сидератов: люпина, вико-овсяной смеси, донника, чины. Для повышения плодородия почвы в период образования завязи или цветения проводят перепашку на глубину до 12-15 см. Позднее осенью – перепашка без оборота пласта.

 

Эколого- биологические основы выращивания сеянцев

План лекции

1 Теоретические основы роста сеянцев

2. Виды, способы и схемы посева

3. Срок посева семян

4. Глубина заделки семян

5. Норма высева семян.

6.Уходы за посевами до появления всходов

7. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих пород:

1 Теоретические основы роста сеянцев

Качество сеянцев и саженцев характеризуется их высотой, диаметром корневой шейки, степенью заложения почки, степенью развития массы растения и соотношения их частей. При выкопке посадочного материала часть корней повреждается, и если сеянец не развит гармонически, то часть пластических веществ идет не на их регенерацию, а на преодоление несоответствия развития.

Масса – показатель, который показывает соотношение различных частей и отражает наличие запасных питательных веществ в тканях. Если сильно развита надземная часть сеянца, то после пересадки его на лесокультурную площадь корневая система не будет обеспечивать растение питательными элементами и водой и, пластические вещества будут направляться на увеличение массы корневой части растения. При сильном же развитии корневой системы часть пластических веществ будет в любом случае направляться на регенерацию. Как видим, агротехника выращивания посадочного материала должна быть основана на хорошем знании биологии, закономерностей формирования прироста вегетативных органов растения в течение сезона, динамики накопления сухого вещества и ритма потребления элементов минерального питания, соответствия конкретной экологической обстановки оптимальным режимам роста молодых растений, потребности их в основных элементах минерального питания, а также сроков, необходимых доз и сроков внесения используемых удобрений.

Выращивание сеянцев включает в себя: основную и предпосевную подготовку почвы, посев семян, уход до появления сеянцев, уход за сеянцами, инвентаризацию, выкопку и хранение посадочного материала.

В отдельные отрезки времени вегетационного периода может происходить усиленный рост одного органа растения и замедление прироста другого. Преимущественный рост и новообразование различных органов идет как за счет усвоения и реализации элементов почвенного питания, так и за счет перераспределения пластических веществ в растении. Сезонная периодичность роста и развития определяется биологией вида, возрастом, условиями питания и другими факторами внешней среды. Ритмичность роста связана с прохождением ими определенных стадий, этапов, отличающихся определенными качественными признаками. На каждом этапе существует определенная потребность к почвенно-климатическим условиям. Знание ритмичности роста, кульминационых периодов накопления питательных элементов позволяет выделить критические периоды в жизни растения, периоды максимальной эффективности питания.

Таблица 1

Фазы развития сеянцев хвойных пород

Фаза

Морфологические признаки

Характеристика

1

Набухание семени

Закладка на снегование, замачивание или посев

Интенсивное поглощение влаги семенами

2

Активация

Семена достигли влажности 25-38%

Скорость поглощения влаги снижается

3

Стимуляция

 

Дифференциация тканей зародыша на органы. Семенные покровы растрескиваются

4

Рост зародышевого корешка

Наклевывание семян

Рост корешка

5

Формирование проростка

Длина корешка равна длине семени

Рост корня и гипокотиля, выжимание семядолей на поверхность

Рост проростка за счет запасных веществ семени!

Семя-дольная

1. Укоренение проростка

Развертывание семядолей

1 Критический период: развертывание семядолей. Начинается аккумуляция сухой массы. Незначительное потребление элементов минерального питания (фосфора). Формируется почка зачаточного побега

 

2. Формирова-ние всхода

Разверзание почки и распускание хвои

2 Критический период: Распускание хвои Усиление потребления питательных веществ. Появляются боковые корни

Хвоевая

1. Ускорение роста хвои

Длина хвои равна длине семядолей

3 Критический период максимальной эффективности питания. Рост осевого побега, рост хвои. Появление боковых корней. Накопление сухого вещества.

 

2. Замедление роста хвои

 

Закончен рост осевого побега. Появляются корни 3 порядка. Снижаются темпы накопления массы

Заключительная

Формирование верхушечной почки

До конца сезона

Осеннее накопление фитомассы. Интенсивное формирование корневой системы.

 

2. Виды, способы и схемы посева

Посевы делятся на грядковые и безгрядковые. Грядковые посевы делают по грядам шириной 0,9-1 м, высотой 0,1-0,15м и выше с междурядьями до 0,4-0,5м. В лесной зоне гряды делают на недостаточно дренированных, плохо прогреваемых почвах. В условиях южных засушливых регионов могут быть использованы микропонижения.

Посев можно проводить в строчки (ель, сосна) или вразброс (береза).

Посевные строчки можно располагать как вдоль, так и поперек гряд. Для механизации всего комплекса работ посевы создают, как правило, безгрядковым способом с продольными бороздами.

Для посева мелких семян посевные строчки создают вдавливанием, что улучшает капиллярный подъем воды к семенам. Более крупные семена высевают, как правило, в бороздки, создаваемые сошником (дуб, бук и т.д.). Наиболее мелкие семена высевают без заделки (береза, ива, тополь).

Посевы бывают узкострочные (для мелких семян) и широкострочные(чаще применяют для лиственных пород). В зависимости от расположения посевных строк посевы делят на ленточные(со сближенными строчками, для теневыносливых пород) и рядовые (для более светолюбивых).

Схема посева определяет протяженность строк на единице площади, или процент использования площади под посев.

Для механизации лучше всего проводить посевы с равномерным размещением строк в ленте.

3. Срок посева семян. При посеве весной семена не повреждаются грызунами и низкими температурами, меньше страдают от весенних заморозков, почва не сильно уплотнена от посева до появления всходов. Стратифицированные семена высевают в прогретую, но не пересохшую почву.

Запаздывание с весенними посевами приводит к снижению грунтовой всхожести семян, уменьшению размеров сеянцев и выхода посадочного материала.

Осенние посевы распространены в лесостепной и степной зоне. При этом семена не надо стратифицировать, всходы появляются раньше. Однако при этом посевы на тяжелых почвах заплывают. Они сильнее повреждаются грызунами и рано появляющиеся всходы страдают от весенних заморозков (ель, акация белая, гледичия). Такие породы, как персик, яблоня, дерен, абрикос, жимолость следует создавать рано весной, за 1,5-2 месяца до замерзания почвы.

Летние и поздневесенние посевы могут быть рекомендованы для пород, у которых рано созревают семена и можно получить всходы в год посева (ива, тополь, ильм, шелковица). Семена этих пород быстро теряют всхожесть. Кроме того, этот вид посева может быть рекомендован для семян косточковых пород, имеющих глубокий период покоя (липа, ясень).

Зимние посевы могут быть рекомендованы для березы, спиреи, чубушника, пузыреплодника.

4. Глубина заделки семян определяется величиной семени, почвенно-климатическими условиями, поливами и покрытиями.

Крупные семена имеют больший запас питательных веществ, их заделывают глубже. На легких почвах глубина заделки больше, чем на тяжелых. Глубина заделки может быть больше в засушливых регионах, при осенних посевах, А при применении покрышки эта величина снижается. Глубина заделки для всех пород является для данного региона величиной нормативной.

5. Норма высева семян. Слишком редкое количество сеянцев на единице площади приводит к неполному использованию ее, снижению выхода сеянцев с единицы площади. При загущенных посевах наблюдается усиленный рост в высоту, в ущерб диаметру. Слабое развитие корневых систем, кроме того, приводит к худшей приживаемости лесных культур. Действующие нормы высева разработаны для стандартных схем для семян 1 класса качества. При посевах хвойных пород 2 класса качества норму высева увеличивают на 30%, 3 - на 100%; при посевах лиственных – соответственно на 20% и 60%, а для березы – на 50% и 100%. Например, для зоны тайги предусмотрен высев семян в условиях открытого грунта для ели европейской –72 кг/га; лиственницы сибирской -120 кг/га, осины – 20 кг/га, сосны обыкновенной – 60 кг/га, дуба 3600 кг/га, ильма -90 кг/га.

6.Уходы за посевами до появления всходов

7. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих пород:

Выращивание саженцев в школьном отделении питомника

Большинство лесокультурных площадей в таежной зоне сильно зарастают травянистой растительностью, малоценными лиственными породами. В таких условиях наиболее целесообразно высаживать укрупненные саженцы, имеющие лучшую сохранность и лучший рост при меньшем количестве уходов.

Для эффективного выращивания саженцев в школьном отделении должна быть принята оптимальная схема севооборотов, правильно подготовлена почва, осуществлена посадка с определенным размещением и определенный уход. Особенности проведения этих работ зависит от региона выращивания и от биологии выращивания породы.

Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной подрезки корней последующая регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую высаживают 1-2-летние сеянцы (реже черенки) при размещении 0,7-1,0* 0,2-0,5 м. Во вторую и третью школу - саженцы с размещением 1*1 или 1,5*1,5 м и 2*2 или 2,5*2,5 м.

Перед посадкой в школу их сортируют, подрезают корни, часто обрабатывают ростовыми веществами.

Почву в древесной школе обрабатывают на глубину 30-50 см, что зависит от величины корневой системы выращиваемого посадочного материла.

Школу закладывают весной или осенью. Более целесообразно выращивать саженцы в древесно-кустарниковых (комбинированных) школах. Наиболее удачной считается схема посадки, при которой между рядами древесных пород, расположенными на расстоянии 3,2 м, высаживают три ряда кустарников на расстоянии 0,8 м. Шаг посадки 0,8 м, для кустарников 0,25 м. Срок выращивания деревьев в школе – 6-8 лет., для кустарников 2-3 года. Таким образом, за одну ротацию деревьев проходит 2-3 ротации кустарников. При этом происходит подрезка боковых корней деревьв.

Перспективные схемы комбинированных школ:

0,8-0,8-0,8

Выращивание саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет производят в уплотненной школе. Уплотнение происходит за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Между рядами расстояние 0,2-0,4 м, в ряду 0,25-0,1 м. Перед посадкой сеянцев в школу подрезают корни. Существуют специализированные механизмы для посадки школьного отделения: СШН-5 и СШП-5/3.Они обеспечивают

посадку в количестве 300 тыс. шт./га. Ель растет медленно в первые годы и хорошо переносит пересадку. Кроме того, уплотненную школу можно создавать разреживанием посевов после подкопки поля выкопочной скобой и с выборкой части сеянцев и уплотнением земли вокруг остающихся в школе.

Сосна, в отличие от ели, имеет интенсивный прирост в высоту в первые годы. Уже к 3-4 годам ее надземная часть существенно превышает массу корней, что снижает приживаемость.

Плодовая школа. Особый вид школы, создаваемый посадкой сеянцев-дичков. На них проводят окулировки (прививки спящими глазками) Уход заключается в окучивании растений выше места прививки на 5-6 см. Для уменьшения транспирации применяют химические дефолианты и антитранспираны. Проводятся подкормки азотом, фосфором и калием дозой 40-50 кг/га.

Закладка маточных плантаций. Место вегетативного размножения деревьев и кустарников, заготавливаются черенки. Черенки делят на:

Черенки у хвойных заготавливают с боковых веток1 и 2 порядка рано весной, до начала сокодвижения. Черенки хвойных не срезают, а обрывают. У лиственных –лещины и сирени– в период цветения и интенсивного роста, у спиреи –в конце интенсивного роста, у розы и винограда в течение всего сезона.

Для хвойных черенок - прирост прошлого года, у лиственных длина одного черенка равна длине одного междоузлия, за исключением пород с густо сидящими листьями, для них при длине черенка в 3-4 см имеется 2-3 междоузлия.

Для улучшения корнеобразования:

- Перед посадкой срезы черенков обрабатывают стимуляторами роста :гибберелин, гетероауксин, индолилмасляная и индолилуксусная кислоты

- Для улучшения укоренения применяют намачивание черенков в воде 4-6 часов

- Кильчевание. Хлысты 2-3 недели держат в парнике, нижними срезами вверх, покрытые слоем песка. При нагревании песка происходит образование каллюса, образовательной ткани, которая обеспечивает корнеобразование)

- протравливание против загнивания в течение 24 часов в 0,3-0,5% растворе ТМТД, либо 0,5% цинеба, либо 0,5%фентиурама.

Кроме обычных видов уходов , удаляют заболевшие и загнившие. Можно использовать переносные парники, невысокие теплицы. Зеленые черенки с молодых растений 4-10 лет укоренение на 70-80%, с 30-летних же только 40-50%.

Период укоренения некоторых пород 2-3 месяца, других 4-5 месяцев.

После укоренения черенки можно высаживать на поля плантации. Через один-два года растения пересаживают на лесокультурную площадь.

Маточные плантации

Одревесневшие побеги и черенки заготавливают в маточных плантациях тополя, ивы и тамарикса. Для плантации лучше всего подходят пойменные земли. В питомниках степной и лесостепной зон закладывают орошаемые плантации с применением полива дождеванием и по бороздам.

Основную вспашку почвы под плантации проводят на глубину 35- 50 см с помощью плантажных плугов. Из органических удобрений в качестве основной заправки используют навоз и торфяные компосты. Норма внесения удобрений определяется содержанием питательных веществ в почве и колеблется от 20 до 100 т/га. Минеральные удобрения вносят при проведении ухода за маточниками. Для закладки плантации обычно используются укорененные черенки. На кустовых плантациях тополя и древовидной ивы расстояния между кустами 1ґ 1 м, 1ґ 1,5м , 1.5ґ 1.5м, а на штамбовых плантациях этих пород - 2ґ 2 или 2ґ 3 м. Кустарниковые ивы размещают в плантациях с расстояниями между рядами 1 - 1 .2 м и в ряду через 0,4 - 0,5 м. Сразу после посадки почву рыхлят культиваторами, а осенью после первого года вегетации у растений на кустовых плантациях срезают надземную часть, оставляя пенечки высотой до 3 см. В последующие годы срезают побеги на 3 - 5 см выше срезов предыдущего года. По мере эксплуатации черенковые маточные плантации периодически (через 4-5 лет) омолаживают, удаляя наросты.

Зеленые черенки заготавливают на маточных плантациях, где имеется большой ассортимент деревьев и кустарников. В качестве маточников могут быть использованы защитные полосы и живые изгороди, расположенные вдоль дорог и по периметру питомника. В таких посадках в качестве маточных растений в основном выращивают неприхотливые кустарники (боярышник, дерен, сирень, ива). Размещение саженцев при закладке плантации зависит от размеров крон и биологических особенностей высаживаемых растений. При определении схем посадки учитывают также возможность применения механизации при посадке и уходе за деревьями. Ель колючую и пихту гибридную высаживают по схеме 3 ґ 1,5 м, тую, можжевельник, ель канадскую и многие виды лиственных- 3 ґ 1,5 м, саженцы роз - 0,7ґ 0,25 м. В целях улучшения роста побегов на маточных растениях регулярно, через каждые 2-3 года, в междурядья вносят органические и минеральные удобрения для подкормки растений. Для лучшей кустистости у некоторых видов растений ежегодно поздней осенью или рано весной оставшиеся несрезанными после заготовки побеги срезают “на пень”. Гибридные тополя, березы и другие древесные породы содержат в кустовой форме путем короткой обрезки или укорачивания осевого прироста, что способствует пробуждению и росту пазушных почек. Маточную плантацию для заготовки зимних и зеленых черенков периодически обновляют. Фактически она служит одновременно школой с длительным сроком выращивания крупномерного посадочного материала для озеленения. В связи с этим черенковые маточные плантации имеют севооборот, включающий резервные паровые поля, на которых выполняют очередные посадки маточников взамен реализованных.

Выращивание посадочного материала в закрытом грунте

В условиях Севера, когда основным лимитирующим фактором роста является температура, выращивание посадочного материала в условиях теплиц может быть одним из перспективных способом выращивания посадочного материала.

В ряде стран мира этот способ используется уже около 50 лет (скандинавские страны). Безусловно, толчком явилось изобретение в 30-е годы прозрачных пленок из полиэтилена. Площадь теплиц в Финляндии равна 50 га, в них выращивают 259 млн. шт. сеянцев сосны и 150 млн. шт. ели. По расчетам финских специалистов, выращивание сеянцев под пленкой в 2 раза дешевле, чем в открытом грунте. Снижение стоимости достигается за счет экономии дорогостоящих семян, особенно сортовых, увеличению выхода с единицы площади, уменьшению сроков выращивания на один год. Преимущества этого метода реализуются в полной мере только при условиях тщательного соблюдения агротехники и технологии работ.

Первоначально использовались малогабаритные, иногда переносные теплицы-укрытия. В настоящее время наиболее перспективными считаются теплицы ангарного и арочного типа. По сравнению с ранее применяемыми блочными и малогабаритными теплицами им не страшны раннеосенние и поздневесенние снегопады и штормовые ветры. С них снег соскальзывает, а не накапливается в стенках блоков и не рвет пленку, не ломается конструкция. Как правило, арочные теплицы покрываются пленкой, которая используется несколько лет. Так, в Петрозаводском питомнике под коньком крыши имеется специальное укрытие для пленки на зиму, она используется около 7 лет. Ангарные теплицы покрываются твердым покрытием, к которым можно отнести стекло и специальные пластмассы. Так, в Финляндии имеется теплица, где ячеистые акриловые плиты “Ситокс” используются уже в течение 30 лет, обладая большой степень прозрачности (87%). Такие теплицы, как правило, круглогодичного действия, обеспечивают не менее двух ротаций в год. Использование ангарных теплиц предусматривает наличие специальных устройств для поддержания микроклимата в зимний период. Это достаточно сложное устройство, довольно дорогостоящее, и в лесном хозяйстве они применяются редко. В России выпускается два типа пленок: полиэтиленовые и полиамидные. По светопроницаемости полиэтиленовая пленка ближе к стеклу, но лучше стекла пропускает ультрафиолетовые лучи. Под полиамидной пленкой лучше складывается световой и тепловой режимы. К сожалению, под воздействием низких и высоких температур у нее меняются линейные размеры, и пленка крошится. От влияния больших заморозков она не защищает, т.к. пропускает ультрафиолетовые лучи. Имеется в продаже и поливинилхлоридная пленка, часто в качестве армирующего материала применяется лавсан и капрон.

Микроклимат в теплице зависит от ее размеров (чем крупнее, тем выше температура воздуха), от географической широты местности и режима проветривания и полива в ней.

В теплице можно выращивать сеянцы с открытой и закрытой корневой системой. При выращивании сеянцев с открытой корневой системой в теплице обычно делают гряды или обходятся без них, вручную или специальными сеялками (Литва-25) делают посев. Дальнейшие уходы – как при выращивании сеянцев с открытой корневой системой. Нормы высева для сосны 7 г/м2, для лиственницы г/м2 . Выход посадочного материала рекомендуется для сосны не более 1100 шт/м2, для ели 900-1000шт/м2.

При выращивании сеянцев один из необходимых видов ухода - закаливание сеянцев. При этом несколько уменьшают полив для начала одревеснения, с августа начинают поднимать пленку, сначала с боков на 0,5 м, затем выше, и к началу сентября поднимают боковые стенки. Если запоздали с закаливанием в августе, то в сентябре не рекомендуют начинать закаливание, это делают позднее – в октябре.

Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой (ЗКС)

На территории Финляндии имеется 31 лесной питомник, Норвегии –29, Швеции – 46. Из них на 64 выращивают сеянцы ЗКС. В начале 80-х годов получил распространение метод “Paperpot”, изобретенный в Японии, и в середине 80-х годов он развился и получил распространение как метод “Ekopot”. К началу 90-х годов доля сеянцев ЗКС увеличилась и составила примерно ѕ части, а к 1998 году составила около 90% от общего объема производства. За эти годы было разработано около 100 различных видов ячеек и кассет от торфяных до пластмассовых. От использования торфяных горшочков в начале 70-х годов отказались и перешли к выращиванию в кассетах типа “Ekopot” и в пластмассовых кассетах (Enso, Vapo, BSS, Panth, Agro, Plantek и др. )

“Ekopot” - стандарт кассет связан с соотношением надземной и подземной частей растения. Выпускают ячейки разной высотой, до15см, и диаметра, что зависит от выращиваемой породы и продолжительности выращивания. Контейнеры разборные пластмассовые с ячеей из одноразовой бумаги. Используется во многих питомниках Финляндии.

“Enso” – Пластмассовые кассеты из тонкой пластмассы, легко гнутся и не выдерживают более двух ротаций. Большого распространения не получили, хотя имеют интересную форму ячеи в виде капли для развития не закручивающейся в спираль корневой системы.

. “Vapo” – Сборные пластмассовые кассеты. Используют на одном питомнике Финляндии. Торфяные пластины проходят через высевающее устройство с точечным посевом. После завершения периода выращивания их разрезают на специальном станке, и получают торфяные кубики с одним сеянцем. Корневая система их развивается, не ограничиваясь размерами ячеек.

BSS, Panth, Agro, Plantek – Жесткие пластмассовые кассеты, выдерживают не менее 10 ротаций, незначительно отличаются размерами ячеек, конструкцией их и плотностью пластмассы.

В Карелии выращивание сеянцев ЗКС началось со строительства в 1993 году тепличного комплекса в Калевальском лесхозе, где уже в 1994 году из одной теплицы площадью 0,054 га было получено 300 тыс. шт. сеянцев. В 1995 году вступили в строй еще 2 теплицы(0,144 га). В 1996 году был построен такой комплекс на Петрозаводском питомнике(0,21 га), а в 1997 - 0,2 га теплиц в Лахденпохском и 3 теплицы в Костомукшском лесхозе(0,144 га). Общая площадь таких комплексов составила 0,8 га и позволяет выращивать около 4 млн. сеянцев в год. Для выращивания используются кассеты типа “Ekopot” (Петрозаводский, Лахденпохский и Калевальский лесхозы) и жесткие кассеты (Калевальский и Костомукшский лесхозы).

Выбор места под теплицу

Для проветривания теплиц на крыше имеются люки. Проветривание регулируется автоматически, для чего в теплице имеется термостат, соединенный с электродвигателем.

Характеристика горшочков, влияющих на рост сеянца

Устройство контейнера контролирует форму развивающейся корневой системы. Горшочки обязательно должны иметь:

  1. Вертикальные внутренние ребра, доходящие до дренажного отверстия. Ребра или борозды направляют рост корней ко дну контейнера, где они подрезаются. Это не допускает спирального закручивания корней и удушения в будущем.
  2. Отверстие в дне для выхода корней, чтобы корни не собирались в клубок на дне контейнера и вытекала бы лишняя вода. Отверстие должно быть как можно больше, лишь бы не выпадал растительный субстрат.
  3. Дно внутри ячейки должно быть сделано в форме конуса, что позволяет направить корнеь к отверстию в центре ячейки и через него наружу, в результате чего происсходит “воздушная подрезка”корней и заставляет развиваться мочковатую корневую систему.

 

Размер горшочка, расстояние между ними определяют плотность выращивания, которая сказывается на высоте побега, величине корня, общего веса. Чем больше диаметр горшка, тем лучше рост. Высота горшочка влияет на влагосберегающие качества питательной смеси. Недостатки большого горшочка: они громоздки, меньше выход с единицы площади.

В Америке Канаде для лесовосстановления используют механические и пневматические ружья. Для их зарядки используют специальную капсулу “пуля Вальтера”, покрытую оболочкой из пленки. Она должна быстро разлагаться в почве. Рабочий стреляет из такого ружья, сеянец по уровень корневой шейки погружен в почву. Иногда кассеты из таких пуль заряжают по типу пулеметной ленты и стреляют с низколетящего самолета. Другой контейнер в виде тюба, с открытой нижней частью.

Преимущества сеянцев ЗКС:

- позволяют автоматизировать производство

- меньше трудозатраты

- меньше расход семян

- легче контролировать рост

- сеянцы развиваются быстрее

- облегчена перевозка сеянцев, нет отпада при транспортировке

- облегчается посадка, лучше приживаемость на лесосеке

- продлевается период посадки

5. Применение удобрений и гербицидов.

Применение минеральных удобрений и гербицидов при выращивании посадочного материала обеспечивает ускоренный рост сеянцев и саженцев, повышает выход посадочного материала с единицы площади, снижает трудозатраты на выращивание растений.

 

Применение удобрений и пестицидов в лесных питомниках. Агрохимические основы системы удобрений в питомниках

Минеральные питательные вещества выполняют различные функции. Они входят в состав тканей, играют роль катализаторов, регулируют осмотические процессы. Ни один из элементов не может быть заменен другим. Условно делят на две группы:

макроэлементы: N, P, K, S, Ca, Mg, Fe

микроэлементы: Cu, Zn, Mo, B, Co

Необходимость применения удобрений вызвана не только недостаточным количеством их в почве, но и большим выносом их с посадочным материалом. При завышенном содержании элементов питания наблюдается обратный эффект: угнетение роста. Система применения удобрений на питомнике состоит из трех звеньев:

Для того, чтобы установить нормы внесения удобрений, надо знать содержание питательных веществ на каждом паровом поле питомника. Механический и химический состав почв обследуется региональными почвенно-химическими лабораториями, данные представлены обычно в виде картограмм или сводных таблиц. Степень обеспеченности почв питательными веществами определяют путем сравнения данных анализа с данными оценки почв. Кроме физико-химических анализов почв, доза внесения может быть определена по внешнему виду растения, а также методом листовой диагностики.

Виды удобрений: органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, компост, торф, зеленые удобрения и др. Они являются полными, т. е. действуют на протяжении нескольких лет и в их состав входят все макро- и микроудобрения. Норма внесения органических удобрений определяется содержанием гумуса в почве и механическим составом почв

Навоз вносят дозой 30-40 т/га один раз в 3-4 года.

Компост готовят специально, в качестве компонентов может входить опавшая листва, трава, лесная подстилка, дерн, опилки, стружка.

Торфо-минеральные и торфо-навозные компосты могут быть приготовлены в питомнике на специально отведенных площадках. На слой торфа толщиной 15 см выкладывается слой минеральных удобрений или навоза, чередуются слоями навоз и торф. После приготовления бурта высотой 1,5-2 м его поливают и оставляют на перегнивание.

Торф низинный

Должен быть проветрен в течение примерно года. Навоз и низинный торф, содержащие семена сорняков, вносят на паровые поля под зяблевую вспашку или весной под культивацию и посев сидератов. В летний период сорняки уничтожаются при уходе за паром.

Микоризная земля, содержащая мицеллий некоторых видов грибов, образующих микоризу на корнях древесных пород, всасывающий воду и питательные вещества из почвы и снабжающий ими растение. Для усиленного роста сосны и лиственницы лучше использовать микоризу мухомора красного, моховика желто-бурого, масленка позднего, для дуба – белого гриба.

Сапропель – отложившаяся в пресноводных водоемах смесь почвы с полуразложившимися растительными остатками. Он содержит органические вещества (15-30%), азот, фосфор, калий, известь, все виды микроэлементов, витамины, антибиотики, биостимуляторы. Доза 40-60 т/га.

Бактериальные удобрения – особый вид, представленный чистыми культурами микробов и микроорганизмов:

Нормы внесения органических разработаны с учетом классификации почв по содержанию доступных для растений доступных форм питательных веществ. Срок внесения весна-осень, механизмы для внесения органических веществ: РПТУ-4, РОУ-5, РОУ-6, РУШ-0,8,.

В качестве основного удобрения вносится известь, в зависимости от кислотности каждого поля. Доза внесения извести варьирует в пределах 0,5-2 т/га.

Минеральные удобрения (фосфорные и калийные) применяют в качестве основной заправки дозами согласно обеспеченности почв данными элементами. Механизм для внесения минеральных удобрений как основных: НРУ-0,5.

Фосфорные и калийные удобрение вносятся целиком или 50% дозы, оставшиеся 50% вносятся перед посевом в качестве припосевного удобрения.

В качестве подкормок вносятся азотные, калийные и фосфорные удобрения. Подкормки подразделяются на внекорневые и корневые, в сухом виде и в виде водного раствора, причем концентрации не более 0,3%.

Растения в разных фазах роста испытывают различную потребность в них. Азот необходим для образования новых вегетативных органов. При его недостатке замедляется рост, стебли ослабевают, листья становятся светло-желтыми и желтеют. Фосфор - нужен во все периоды развития. Ускоряет формирование корневой системы, способствует продолжительности и обильности цветения. При его недостатке растение угнетено, нижние листья желтеют и отмирают. Калий влияет на цветение, интенсивность окраски, цветов, устойчивость к болезням и подготовке к зиме. При его недостатке края листьев желтеют, затем буреют и отмирают. Кальций нужен для формирования мощной корневой системы, его нехватка приводит к поражению точек роста. При недостатке магния листья бледнеют и покрываются пятнами. Сера необходима растениям для развития корневых систем и является катализатором процессов в клетке. Железо участвует в образовании хлорофилла.. Его отсутствие замедляет рост растения, листья приобретают светлую окраску. Марганец необходим в процессе дыхания и фотосинтезе, а также в окислительно- восстановительных процессах в клетке. Бор улучшает снабжение корневых систем кислородом. При его недостатке происходит отмирание точек роста. Все виды минеральных удобрений получаются при разложении оргинических удобрений

Доза внесения удобрения рассчитывается по формуле:

Д=100r А / В,

где А - доза внесения препарата по д.в.;

В - содержание д.в. в данном удобрении.

Характеристика распространенных минеральных удобрений

Название

Содержание д.в., %

Растворимость в воде

Пригодность

для подкормки

Аммиачная селитра

34

Хорошая

Пригодна для любых подкормок

Сульфат аммония

20-21

Хорошая

Менее пригоден

Мочевина

46

Сильная

Пригодна

Суперфосфат

16-20

Растворим, но быстро связывается почвой и переходит в малоподвижное состояние

Пригоден

Двойной суперфосфат

46

Растворим, но быстро связывается почвой и переходит в малоподвижное состояние

Пригоден

Фосфоритная мука

22

Трудно растворима

Мало пригодна

Хлористый калий

50

Хорошая

Пригоден

Калийная соль

30

Хорошая

Пригоден

Сильвинит

15

Хорошая

Мало пригоден

Особую эффективность при подкормке будет иметь система подкормок, учитывающая биологические потребности растений. Срок внесения подкормок эффективнее всего определять по наступлению определенных фенофаз у посадочного материала.

Микроудобрения с содержанием бора, марганца, молибдена и других элементов вносят на паровые поля, в виде внекорневой подкормки, или при подготовке семян к посеву (замачивание).

2. Применение гербицидов и фунгицидов.

Гербициды применяются в питомниках, если содержание гумуса в почве 2% и более.

В настоящее время химические методы борьбы с сорняками в лесных питомниках применяют достаточно широко. Для получения надежного эффекта гербициды следует применять в определенной последовательности, а именно:

- на паровых полях для ликвидации многолетних сорняков и сокращения запаса жизнеспособных семян сорняков в почве;

-в посевном и школьном отделениях питомника для борьбы, главным образом, с сорняками семенного происхождения.

Для уничтожения многолетних сорняков на паровых полях рекомендуется один из следующих вариантов применения гербицидов:

1 Раундап. один из лучших гербицидов для всех типов почв. Применим при подготовке поля под посев или посадку любых древесных пород. Гербицид системный, избирательного типа. Его следует вносить по хорошо развившимся и интенсивно вегетирующим сорнякам (не ранее середины июля). В дозе 3 кг/га раундап подавляет большинство распространенных в питомнике видов сорняков. Опрыскивание проводится в сухую погоду с таким расчетом, чтобы в течение 4-6 часов после обработки гербицид не был смыт с растения осадками. После применения раундапа механическую обработку проводить не следует ранее 3-4 недель. Этот период необходим для передвижения гербицида к корням растения. В почве он быстро инактивируется и не опасен для последующих посевов. Доза - 3 кг/га по д. в., 30% содержание д.в.

2. ТХА (трихлорацетат натрия) в сочетании с аминной солью 2,4-Д. Может быть рекомендован по легким и средним по механическому составу почвам. Можно применять опрыскивание по отросшим сорнякам или до их массового появления. Дискование и культивацию проводят в первом случае через 3-4 недели после опрыскивания, а в конце сезона - зяблевая вспашка. При использовании его до появления сорняков культивацию проводят сразу после внесения препарата. Доза внесения 30-40 кг/га+2 кг/га по д.в.

3. Далапон в сочетании с аминной солью дозами 20-30 кг/га +2 кг/га по д.в. Эти препараты применяются по всем видам почв, особенно эффективны при борьбе со злаками. Обработка проводится до начала массового появления всходов сорняков.

 

 

 

 

Выкопка, хранение и транспортировка посадочного материала

Посадочный материал выкапывают после достижения сеянцами стандартных размеров и проводят эту операцию осень (или весной, до начала роста сеянца). К этому времени побеги должны закончить рост, одревеснеть, иметь сформировавшиеся верхушечные почки, и у них должно начаться опадение листьев или хвои. При осенней выкопке раньше освобождается почва для зяблевой вспашки, уменьшается объем весенних работ. Весной растения выкапывают до распускания почек. Для большинства пород корнеобразовательная способность выражена в большей степени ранней весной. Для выбора сроков выкопки необходимо учесть: биологические особенности породы, обеспеченность питомников рабочей силой, механизмами, условия хранения посадочного материала.

Для выкопки применяют механизмы: навесные выкопочные скобы -НВС-1,2; НВС-1,2М; КСШ-0,35; плуг ВПН-2, выкопочно-выборочная машина ВНИИЛМа. Она выкапывает, отряхивает и укладывает в ящик сеянцы. Для выкопки саженцев ВМКМ-0,6.

Сеянцы при выборке не выдергивают, а выбирают руками.

При выкопке корни следует подрезать остро отточенным ножом на глубину до 25-30 см у сеянцев и 30-40 см у саженцев.

Сортировка сеянцев. При этом учитывают высоту, диаметр сеянца, длину и характер развития корневой системы, механические повреждения. Одновременно с сортировкой подсчитывают сеянцы и укорачивают те корни, которые оказались длиннее. По мере сортировки сеянцы укладывают во временную прикопку. Для этих целей выкапывают канавку глубиной 30-40 см. Одна из стенок – наклонная, под углом 45о. На нее укладывают прикапываемый посадочный материал с таким расчетом, чтобы корневая шейка была закрыта землей на 5-10 см, у крупномерных саженцев на 20-30 см. Сеянцы укладывают в один ряд пучками по 50-1000 штук, по 1000 штук в ряду, а саженцы по 100 штук. Можно прикопать последовательно несколько рядов. Землю после каждой засыпки уплотняют и обильно поливают.

Посадочный материал , выкопанный осенью, помещают в зимнюю прикопку, для чего на незатопляемом месте с легкими почвами роют канавки аналогично временной прикопке. Канавки должны быть перпендикулярны господствующим ветрам, а вершинки растений уложены по направлению ветра. Над поверхностью должны находиться не более Ѕ длины надземной части. У крупных саженцев – на 25-30 см засыпают стволик землей. После этого их поливают, укрывают лапником, ветвями, мхом, камышом, соломой. Зимой покрышку снимают и насыпают слой снега толщиной 70-80 см, а уже сверху снега – слой лапника, опилки. Такое мероприятие задерживает распускание почек весной. Для предотвращения грибных заболеваний сеянцы пород, повреждаемые шютте, обрабатывают 2% раствором коллоидной серы, или1% раствором цинеба, 0,5% раствором топсина, 0,15% раствором фундазола. Весной обработку повторяют, при сухой погоде дозой 8-10л/м2.

Весной прикопку раскрывают, при необходимости помещают в ледник.

Первое сообщение о хранении сеянцев в леднике для предотвращения роста и распускания побегов – Таврисий (1938год). Отпада не наблюдалось., приживаемость в пределах 90-95%. Сейчас принято сеянцы при необходимости хранить при пониженных температурах: сосну до 40 дней, ель до50.

Без увлажнения допустима двухнедельная консервация сеянцев в полиэтиленовых пакетах. В результате длительного хранения происходит обезвоживание растений. Шведские лесоводы предлагают использовать полиэтиленовые пакеты и применение антитранспирантов.

Фаза глубокого покоя – характеризуется постепенным снижением содержания РНК и ДНК во всех частях растения. Одновременно происходит перестройка углеводного обмена, состоящая в гидролизе крахмала и накоплении растворимых сахаров, уменьшается обводненность тканей, снижается содержание азота в хвое и корнях.

Фаза глубокого покоя – растение подготовлено к росту, повышено содержание РНК, крахмала и азота.

У растений при длительной консервации при посадке снижается интенсивность и нарушается ритмичность ростовых процессов. При этом консервация позволяет расширить сроки посадки, повысить качество лесных культур без больших затрат и перестройки технологии.

Упаковка сеянцев производится в затененном месте, без ветра. В упаковочный ящик вниз укладывают слой мха, который поливают. Сеянцы укладывают стоя в ящики, плотно прижимая друг к другу. Сверху сеянцы укрывают рогожей или брезентом.

Транспортировка на расстояние не более 100-200 км. На лесокультурной площади ящики с сеянцами сгружают в затененном месте, и если сразу не начинается посадка, то их прикапывают во временную прикопку.

Правильная выкопка, прикопка и транспортировка обеспечивают высокое качество работ и высокую приживаемость при посадке.

 

 

Техническая приемка работ, инвентаризация посадочного материала в питомнике. Основные документы питомника.

Техническая приемка и инвентаризация посадочного материала проводится комиссиями, утверждаемыми приказом директора лесохозяйственного предприятия. Эта работа оформляется актом,

на основании чего делают соответствующие отметки в книге лесного питомника.

Техническая приемка работ по закладке посевного, школьного отделения, плантаций проводится с целью уточнения объемов выполненных работ, их качества и соблюдения предусмотренной агротехники. Она проводится после появления всходов, но не позднее одного месяца со дня проведения посева. Техническая приемка школы и плантации не позднее 10 дней после закладки. Обращается внимание на соблюдение рекомендуемых схем посевов, размещения саженцев, норму посева и глубину заделки семян. Определяется качество подготовки почвы, состояние посевов на день приемки.

Ежегодно по состоянию на 15.09 в питомниках проводят инвентаризацию, определяют количество и качество посадочного материала. Проводят методом диагональных ходов или пробных площадок, или способом учетных отрезков. Сплошному перечету подвергают 2% погонных метров площади, при неравномерном размещении – 4%. Для этого по диагонали натягивают шнур, и от него откладывают учетные отрезки. При учете сплошных посевов используется метод пробных площадок, которые располагают равномерно по площади.

Определяют среднее количество сеянцев на 1 пог. м. и на всей площади.

Выборочно проверяется процент стандартных сеянцев, при их количестве менее 50% сеянцы оставляют на доращивание.

В школах проводят сплошной перечет посадок. При площади школы более 3 га – инвентаризацию проводят на 4% общей протяженности рядов. В первые два года определяют приживаемость.

На плантациях проводят сплошной перечет. Количество побегов определяют на каждом раду. Определяется длина побегов.

Данные технической приемки и инвентаризации вносятся в книгу лесного питомника, как и данные обо всех видах уходов за посевами, виды, дозы и сроки внесения. Книгу питомника хранят вечно.

К основным документам относят, кроме того, рекомендации по применению удобрений и гербицидов. Она составляется на 5 лет почвенно-химической лаборатории. Они включают данные обследования полей питомника, картограммы содержания гумуса, азота, фосфора, калия.

План лесного питомника – каждый год вычерчивается с указанием площадей полей, года посева и породы.

Основное руководство по работе на питомнике – технологические карты, которые составляются ежегодно. Здесь перечислены все виды работ по всем полям, указаны объемы работ, нормы выработки, потребное количество трудозатрат, механизмы, сроки проведения работ и подсчитаны затраты.




Предмет "Лесные культуры". История развития     Лесное семеноводство     Лесные питомники     Лесные культуры