Определение величины балластного груза начинаем определять из условия, что в первом приближении после приема балластного груза осадка и метацентрическая высота судна не изменяются (рис.14.).
Вес груза, необходимого для выравнивания, найдем из следующей формулы:
,
где - угол дифферента на корму, град.;
D - водоизмещение судна, т;
- момент дифферента, т.м.;
H - начальная метацентрическая высота,
м; Р - вес груза, т; Х2 - координата центра тяжести балластного
груза, м.
Откуда: .
Водоизмещение судна: ,
где - коэффициент полноты
водоизмещения; L - длина судна, м; В - ширина судна, м; Т - осадка судна, м;
- коэффициент полноты диаметрали.
Начальная метацентрическая высота:
,
где R - большой метацентрический радиус, м; ZД - ордината центра
тяжести, м; ZС - ордината центра величины, м.
Большой метацентрический радиус определяем по приближенной формуле А. П.
Фан-дер-Флита, м:
,
где a - коэффициент конструктивной ватерлинии.
Далее для определения веса балластного груза во втором приближении
последовательно вычисляем:
дополнительную осадку судна:
,
новую метацентрическую высоту, м:
,
где Z2 - координата центра тяжести балластного груза, м.
Вес балластного груза, необходимого для выравнивания положения судна, т:
,
где Х2 - координата центра тяжести балластного груза, м.
Определение величины максимального груза находится из формулы нахождения
угла крена понтона при поднятии плавучим краном груза:
,
где МКР - кренящий момент крана, т м; D - водоизмещение
понтона, т; Р - масса искомого груза, т; h1 - новая метацентрическая
высота в результате крена плавучего крана, м.
Как видно из (рис.15.), кренящий момент определяется по
следующей зависимости:
,
где n - величина отклонения центра величины в результате крена,
м; m - вылет стрелы, м; a - вылет крана, м; b - возвышение направляющего
блока подъемного каната над горизонтом волны, м.
Водоизмещение понтона, т: ,
где L - длина понтона, м; B - ширина понтона, м; T - осадка понтона,
м; - коэффициент полноты диаметрали.
Так как вес поднимаемого груза невелик по сравнению с водоизмещением
понтона, новую метацентрическую высоту h1 можно принять
равной начальной
метацентрической высоте h, м:
,
где r - значение метацентрического радиуса для прямоугольного понтона, м;
Zg - ордината центра тяжести крана, м; ZC - ордината
центра величины понтона, м.
Метацентрический радиус для прямоугольного понтона находим по формуле:
.
Ордината центра тяжести крана, м:
,
где GП - вес понтона, т; GК - вес
кранового оборудования, т;
ZП - ордината центра тяжести понтона, м;
ZК - ордината центра
тяжести кранового оборудования, м.
Ордината центра величины понтона, м:
.
Шаговое отношение винта:
,
где H - шаг винта, м; D - диаметр винта, м.
Коэффициент попутного потока по формуле (для судов с тоннельными обводами кормы):
,
где V - объемное водоизмещение судна, м3; Т - осадка судна, м.
,
где L - длина судна, м; B - ширина судна, м;
- коэффициент полноты корпуса судна.
Для судов с тоннельными обводами кормы коэффициент засасывания
t = =0,27.
Задаемся несколькими (5…10) значениями скорости движения судна в
пределах от 1 до 10 м/с и для каждого из них последовательно определяем:
а) сопротивление воды движению судна по формуле Ленинградского Речсудопроекта:
,
где v - скорость хода судна, м/с, f - коэффициент сопротивления трению,
для металлических судов f = 0,17 кГ с2/м4; - смоченная поверхность
судна, которую можно определить по эмпирической формуле А. Б. Карпова, м2:
.
F - площадь погруженной части мидель-шпангоута:
,
где
- коэффициент полноты плоскости мидель-шпангоута.
h - коэффициент остаточного сопротивления:
.
Fч - число Фруда: ;
б) скорость подтекания воды к гребному винту, м/с:
;
в) относительную поступь винта:
,
где n - число оборотов винта в секунду, об/с;
г) по диаграмме расчета четырехлопастных гребных винтов с дисковым
отношением = 0,55 (Приложение 1) устанавливаем значение коэффициента
упора k1 и к.п.д. изолированного винта
. На диаграмме находят точку
пересечения линий с заданными значениями Н/D и
и по этой точке
определяют соответственно величины k1 и
;
д) упор изолированного винта:
,
где - плотность воды,
= 102 кГ· с2/м4;
е) полезный упор винта, работающего за кормой судна:
.
По результатам расчетов строятся кривые R = f(v),
Р = f(v) и Ре = f(v) (Приложение 2).
По точке пересечения кривых R = f(v) и Ре = f(v) устанавливаем наибольшую
скорость хода судна v, к.п.д. винта ,
полезный упор (силу тяги) винта Ре.
Упор изолированного винта определяем по формуле:
.
Мощность на гребном валу определяем по формуле:
.
Эффективная мощность двигателя:
,
где - к.п.д. валопровода,
принимаем
= 0,95;
- к.п.д. редуктора,
принимаем
= 0,97.
Размеры пучка определяются из соотношений:
Объем пучка: ,
где b - ширина пучка, м; h - высота пучка, м; l - длина
пучка, м; c - соотношение осей поперечного сечения
пучка; - коэффициент полнодревесности пучка.
Откуда высота пучка, м: ,
ширина пучка, м:
.
Осадку пучка определяем по формуле, м:
,
где и
- объемный вес соответственно древесины и
воды, т/м3;
-
поправочный коэффициент, зависящий от объемного веса древесины.
При = 0,7 - 0,8 т/м3;
= 0,935.
Объем секции, м3:
Для определения скорости буксировки секций необходимо построить
совмещенный график кривых сопротивления воды движению секций и
силы тяги на гаке буксирного судна.
Сила тяги на гаке определяется в зависимости от скорости движения
катера на спокойной воде (Приложение 3).
Сопротивление воды движению пучковых плотов, секций или линеек
определяем по формуле, кг:
fр - коэффициент сопротивления трению, для пучковых плотов:
fр = 0,45 кг с2/м4;
v - скорость движения буксируемого воза относительно воды, м/с.
Задаемся несколькими значениями скорости буксировки и для каждого из них
вычисляем по последней формуле сопротивление движению секции.
При v = 0,3 м/с, v = 0,6 м/с, v = 0,9 м/с, v = 1,2 м/с.
Число секций, подлежащих буксировке в сутки:
,
где W1 - объем пучка, м3;
n = n1n
Ширина секции, м: .
Длина секции, м: ,
где 1,05 - коэффициент, учитывающий интервалы между пучками.,
где F - погруженная в воду площадь поперечного сечения буксируемого
воза, м2:
F = BT;
- смоченная поверхность буксируемого воза:
= L (B+2T),
- коэффициент сопротивления формы
(лобового сопротивления),
рассматривается в зависимости от площади поперечной секции плота
и скорости его буксировки. Численные значения коэффициента остаточного
сопротивления приведены в таблице 2.
BT, м2
v, м/с
v, м/с
v, м/с
v, м.с
6
0,3
0,30
0,6
0,60
0,9
1,00
1,2
1,30
10
0,3
0,40
0,6
0,80
0,9
1,20
1,2
1,45
20
0,3
0,55
0,6
1,10
0,9
1,40
1,2
1,50
40
0,3
0,70
0,6
1,30
0,9
1,45
1,2
1,55
60
0,3
0,80
0,6
1,40
0,9
1,48
1,2
1,55
80
0,3
0,90
0,6
1,50
0,9
1,51
1,2
1,55
Результаты расчета наносим в виде кривой R = f(v).
На этом же рисунке совмещаем также и кривую силы тяги на гаке для
соответствующего по заданию буксирного катера.
По точке пересечения этих кривых находим оптимальную скорость буксировки:
Общее время на оборот судна определяем по формуле:
,
где vо - скорость течения потока, м/с; vм - скорость движения катера
без воза, определяется из графика , м/с.
,
где W - объем леса, подлежащего буксировке, м3;
tНАВ - продолжительность
навигации, сут.
Необходимое число катеров находим по зависимости:
,
где tс - продолжительность рабочей смены в часах за вычетом времени на
заправку горючим, передачу вахт и другие подготовительно-заключительные
операции. При восьмичасовом рабочем дне tс=7 ч.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА
ВВЕДЕНИЕ
УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ КУРСА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ