Технология и оборудование предприятий водного транспорта леса: Задача 5

Титульная страница
Введение    Указания к темам курса     Задача 1     Задача 2     Задача 3     Задача 4     Задача 5     Задача 6     Литература    

Задача 5

РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ТЕПЛОХОДА

Условие задачи

Дано

Определить наибольшую скорость хода судна и потребляемую винтом мощность. Гребной винт размещен в тоннеле кормовой оконечности судна. Исходные данные приведены в таблице 5
Таблица 5
Исходные данные Вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Главные размерения судна, м:
длина, L 15 16 8 9 10 11 12 13 14 17
ширина, В 3,6 4,0 3,0 4,0 4,4 4,2 4,4 4,5 3,8 4,6
осадка, Т 0,75 0,88 0,91 1,05 0,78 0,98 1,10 0,96 0,93 1,20
Коэффициенты полноты:
корпуса судна, 0,52 0,48 0,50 0,40 0,45 0,44 0,46 0,42 0,43 0,54
плоскости мидель-шпангоута, 0,80 0,78 0,90 0,72 0,82 0,74 0,76 0,75 0,84 0,86
Характеристики гребного винта, м:
диаметр, D 0,85 0,80 0,90 0,95 0,75 0,92 0,86 0,94 0,93 0,88
шаг, H 0,93 0,92 0,94 0,78 0,70 0,75 0,77 0,84 0,91 0,88
число лопастей, i 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
дисковое отношение, 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55 0,55
число оборотов, об/мин, n 540 500 480 520 520 460 440 420 430 450

Задание на выполнение работы

Требуется

  1. Построить зависимости сопротивления движению судна, к.п.д. изолированного винта и полезного упора в зависимости от скорости судна.
  2. Определить эффективную мощность двигателя при заданных размерах и конструкции корпуса судна, диаметре, шаге и частоте вращения гребного винта для обеспечения наибольшей скорости хода теплохода при заданных параметрах.

Указания по решению

Шаговое отношение винта: ,
где H - шаг винта, м; D - диаметр винта, м. Коэффициент попутного потока по формуле (для судов с тоннельными обводами кормы): ,
где V - объемное водоизмещение судна, м3; Т - осадка судна, м.
,
где L - длина судна, м; B - ширина судна, м; - коэффициент полноты корпуса судна.

Для судов с тоннельными обводами кормы коэффициент засасывания t = =0,27.

Задаемся несколькими (5…10) значениями скорости движения судна в пределах от 1 до 10 м/с и для каждого из них последовательно определяем:
а) сопротивление воды движению судна по формуле Ленинградского Речсудопроекта: ,
где v - скорость хода судна, м/с, f - коэффициент сопротивления трению, для металлических судов f = 0,17 кГ с24; - смоченная поверхность судна, которую можно определить по эмпирической формуле А. Б. Карпова, м2: .

F - площадь погруженной части мидель-шпангоута: , где - коэффициент полноты плоскости мидель-шпангоута. h - коэффициент остаточного сопротивления: .
Fч - число Фруда: ;
б) скорость подтекания воды к гребному винту, м/с: ;
в) относительную поступь винта: ,
где n - число оборотов винта в секунду, об/с;
г) по диаграмме расчета четырехлопастных гребных винтов с дисковым отношением = 0,55 устанавливаем значение коэффицикнта упора k1 и к.п.д. изолированного винта . На диаграмме находят точку пересечения линий с заданными значениями Н/D и и по этой точке определяют соответственно величины k1 и ;
д) упор изолированного винта: ,
где - плотность воды, = 102 кГ· с24;
е) полезный упор винта, работающего за кормой судна: .

По результатам расчетов строятся кривые R = f(v), Р = f(v) и Ре = f(v). По точке пересечения кривых R = f(v) и Ре = f(v) устанавливаем наибольшую скорость хода судна v, к.п.д. винта , полезный упор (силу тяги) винта Ре.

Упор изолированного винта определяем по формуле: .
Мощность на гребном валу определяем по формуле: .
Эффективная мощность двигателя: ,
где - к.п.д. валопровода, принимаем = 0,95; - к.п.д. редуктора, принимаем = 0,97.


Титульная страница
Введение    Указания к темам курса     Задача 1     Задача 2     Задача 3     Задача 4     Задача 5     Задача 6     Литература