Технология и оборудование предприятий водного транспорта леса: Указания к темам курса

Титульная страница
Введение    Указания к темам курса     Задача 1     Задача 2     Задача 3     Задача 4     Задача 5     Задача 6     Литература    

Тема 1. Водный транспорт леса, его виды и значение. Основные транспортно-технологические схемы и перспективы их развития

Тема 2. Технология и машины первоначального лесосплава

Тема 3. Технология и машины для разборки пыжа, пропуска леса через ворота запани и перемещения его по рейду

Тема 4. Технология и машины для сплотки леса на воде

Тема 5. Общие сведения о лесосплавном флоте. Устройство судов

Тема 6. Основы теории судов и лесосплавных машин как плавучих сооружений

Тема 7. Судовые силовые установки и движители

Тема 8. Специальные подъемно-транспортные машины для лесосплавных работ

Тема 9. Эксплуатация лесосплавных машин и флота. Тяговые расчеты


Приступая к изучению курса "Лесосплавной флот", необходимо понять, какое место отводится этой дисциплине в подготовке инженеров лесной и деревообрабатывающей промышленности. Нужно ясно представлять, какова роль водного транспорта леса в области перевозки и транмпортировки лесоматериалов. Следует знать связь между изучаемым курсом и другими специальными и общетехническими дисциплинами.

Студент должен ознакомиться с историей водного транспорта леса и иметь представление о новейших достижениях науки и техники в области транспортировки леса водным путем.

Нужно рассмотреть виды водного транспорта леса, классификацию судов лесосплавного флота по району плавания, материалу корпуса, типу двигателя, виду движителя и назначению. Студент должен знать, для механизации каких работ используются оборудование и суда лесосплавного флота на первоначальном и транзитном сплаве, на сортировочно-сплоточных и переформировочных рейдах, в пунктах погрузки судов и в конечных пунктах лесосплава.

Необходимо уяснить специфические особенности условий работы водного транспорта леса, знать, какие требования предъявляются к оборудованию и лесосплавным судам. Каковы перспективы развития предприятий и оборудования для водного транспорта леса.

Тема 1. Водный транспорт леса, его виды и значение. Основные транспортно-технологические схемы и перспективы их развития

Изучение первой темы следует начать с ознакомления со структурой водного транспорта леса и видами лесосплава - молевым, плотовым, кошельным и в сплоточных единицах; усвоить их определения, условия применения и объемы транспортирования.

Далее необходимо подробно разобрать основные транспортно-технологические схемы водного транспорта леса, усвоить основные виды работ на приречных складах, первоначальном лесосплаве, сортировочно-сплоточных и сортировочно-формировочных рейдах и рейдах приплава, а также изучить общее устройство и назначение запани, рейдов и рейдовых сооружений.

В результате изучения транспортно-технологических схем и общего устройства рейдов студент должен получить общие сведения о видах работ и составе оборудования на сброске и проплаве древесины, разборке пыжа, сортировочно-сплоточных и сортировочно-формировочных рейдах приплава. Знать перспективы развития основных транспортно-технологических схем.


Вернуться к началу страницы


Тема 2. Технология и машины первоначального лесосплава

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что работы на первоначальном лесосплаве начинаются со сброски древесины на воду и заканчиваются проплывом ее до запаней сортировочно-сплоточных или выгрузочных рейдов. При этом необходимо усвоить общее устройство сбрасывателей типа ЛТ-35 и штабелеров типа ЛТ-33, а также знать краны и лебедки, с устройством которых студент уже знаком.

Далее необходимо усвоить технологию сброски древесины агрегатами типа ЛТ-33 при длине штабелей более и менее 35 м. Уяснить порядок монтажа канатно-блочной системы и технологию сброски леса лебедками и кранами. Необходимо знать устройство и принцип работы самораскрывающихся стропов.

Сброшенная древесина транспортируется вниз по реке до запани молевым лесосплавом. Необходимо изучить технологию работ при широко применяемых дистанционно-патрульном и пикетно-конвейерном способах проведения молевого лесосплава, знать общее устройство и основные характеристики патрульных судов типа КС-100А и ПС-5, их технологическое оборудование, технологию работ, выполняемых этими судами на молевом лесосплаве, научиться выполнять расчеты потребного количества рабочих и механизмов на сброску и проплав леса.


Вернуться к началу страницы


Тема 3. Технология и машины для разборки пыжа, пропуска леса через ворота запани и перемещения его по рейду

При изучении этой темы необходимо усвоить, что для разборки пыжа и подачи древесины к воротам запани широко применяются специальные пыжеразборщики ЛС-15 и ЛС-17 с навесным оборудованием в виде захвата, установленного 'на проплаве, а также специальные катера Т-117 и. Т-135, оснащенные лебедками и носовым толкателем. Кроме того, на разборе пыжа могут применяться и лебедки.

Студенту необходимо изучить общее устройство этих специальных агрегатов, основные технические характеристики и технологию разборки плавучего (толстого и тонкого) и обсохшего пыжа и подачи древесины к воротам запани.

На пропуске леса через ворота запани, установке его в поперечную щеть и отсортировке коротья и мусора от основного потока бревен применяют машины ЦЛР-172. Студент должен знать устройство, основные технические характеристики этой машины и технологию ее работы на установке основного потока леса в поперечную щеть и отсортировке от него коротья, мусора и длинномера.

Для перемещения древесины на тихоходных рейдах широко используют канатные ценные, барабанные струнные и гидравлические ускорители. Необходимо знать конструкцию и основные технические характеристики, принцип действия ускорителей, технологические схемы и условия их применения, а также методику расчета продвижения древесины по воде канатными и цепными ускорителями.


Вернуться к началу страницы


Тема 4. Технология и машины для сплотки леса на воде

При проработке этой темы в первую очередь необходимо изучить типы сплоточных единиц, затем классификацию сплоточных машин, их общее устройство и технологию образования сплоточной единицы машинами стоечного, канатного и элеваторного типа.

Далее необходимо изучить наиболее распространенную сплоточную машину стоечного типа ЛР-21 (ЦЛ-2М), знать назначение и устройство плавучего основания, передних и задних стоек, нагнетателя щети и других узлов, их взаимодействие и технологию сплотки лесоматериалов на ней. Производительность.

Необходимо усвоить теоретические основы сплотки лесоматериалов на воде, методику расчета основных параметров (ширину, высоту, объем и толщину обвязки) пучка и сплоточной машины - габаритные размеры, усилия сжатия пучка, толщину каната лебедки задних стоек, мощность двигателя. При сплотке леса на машине ЛР-21 объем лесоматериалов учитывают по габаритным размерам пучка в машине, измеряемым в конце сжатия при помощи устройства АГО. Необходимо изучить устройство и принцип работы АГО н порядок подсчета объема пучка.

Проработка этой темы завершается изучением устройства и принципа работы сортировочно-сплоточного агрегата ЛР-33, взаимодействия его узлов а также автоматизированных систем сортировки, учета и слежения за скользящим резервом.


Вернуться к началу страницы


Тема 5. Общие сведения о лесосплавном флоте. Устройство судов

Проработку этой темы следует начать с изучения роли лесосплавного флота на лесосплавных работах, специфических особенностей работы флота и требований, предъявляемых к лесосплавным судам.

Подробно проработать классификацию лесосплавных судов по району плавания, назначению и виду движителя. Изучить устройство стальных судов, назначение конструкции поперечного набора корпуса, водонепроницаемых переборок, фундаментов.

Ознакомиться с методикой расчета корпуса. Изучить судовые устройства - рулевое, якорное, швартовое, буксирное и судовые системы - осушения, противопожарную, водоснабжения, отопительную, вентиляции. Особо обратить внимание на оснащение технологическим оборудованием патрульных судов КС-100А и ПС-5, пыжеразборщиков Т-117 и Т-135, буксиров Т-63, ЛС-56, а также назначение и общее устройство топлякоподъемников ЛС-41, землесосно-рефулерных машин ЗРС.


Вернуться к началу страницы


Тема 6. Основы теории судов и лесосплавных машин как плавучих сооружений

Изучение этой темы следует начать с того, что основу любой плавающей машины составляет судовой корпус, состоящий из жесткого каркаса, переборок и наружной обшивки. Наружная поверхность корпуса является сложной поверхностью как по длине, так и ширине.

Графическим изображением судового корпуса является теоретический чертеж, изображенный в трех проекциях: на диаметральную плоскость, плоскость миделя и основную плоскость. Четко необходимо знать определение конструктивной (грузовой) ватерлинии, методику вычисления ее площади и объемов погруженной части корпуса по правилу трапеций.

Необходимо усвоить порядок построения строевых по шпангоутам и ватерлиниям, знать их назначение и уметь вычислять объемное водоизмещение. Усвоить понятие о силе плавучести, силе тяжести, объемном и весовом водоизмещении, центре тяжести и величины; порядок вычисления положения центра тяжести и центра величины плавающих машин на основе известных теорем о моментах равнодействующей и статических моментах площади и объема подводной части судна. Необходимо усвоить также порядок снятия теоретических и габаритных размерений судна. Важным параметром, характеризующим геометрическую форму корпуса судна, является коэффициент полноты.

Необходимо знать зависимости для вычисления коэффициента полноты площадей ватерлинии, шпангоута и объема подводной части судна. Далее необходимо перейти к изучению остойчивости судна, которую следует начать с усвоения основных понятий: крен и дифферент, метацентрические радиусы высоты, кренящий и восстанавливающий моменты.

Необходимо знать зависимости метацентрической остойчивости для определения углов крена и дифферента, а также изменение остойчивости в процессе эксплуатации - при приеме груза на борт и размещении его выше и ниже центра тяжести, при подвешивании груза, при действии буксирного каната. Кренование судна и определение центра тяжести.


Вернуться к началу страницы


Тема 7. Судовые силовые установки и движители

Проработку этой темы необходимо начать с изучения типа двигателей, применяемых на лесосплавном флоте, и предъявляемых к ним требованиям, систем смазки и охлаждения, а также назначения и общего устройства реверс-редукторов и судовых валопроводов.

Лесосплавные суда строят с движителями двух типов - с гребными винтами и водометными движителями. Необходимо изучить определения и зависимости для расчета основных геометрических характеристик винта: диаметр, шаг, шаговое и дисковое отношение, площадь диска и уметь рассчитывать эти основные параметры винта. Далее следует изучить взаимодействие винта и корпуса, типы и назначение насадок к гребным винтам и явление кавитации.

При изучении водометных движителей следует обратить внимание на схему и компоновку движителя с полупроводным выбросом струи, уяснить назначение реверс-рулевых устройств и контрпропеллера, а также расчеты основных кинематических характеристик (относительная поступь и др.) движительного комплекса и динамических характеристик комплекса - полезная тяга, упор и др.

Необходимо детально разобрать методику расчета параметров гребных винтов и водометных движителей с использованием диаграммы.


Вернуться к началу страницы


Тема 8. Специальные подъемно-транспортные машины для лесосплавных работ

Наряду с известными подъемно-транспортными машинами, которые широко применяются на лесозаготовках - лебедками, кранами и тракторами, на лесосплаве применяются и специальные машины плавучие краны, сплоточно-транспортные агрегаты для береговой сплотки, топлякоподъемники. Для погрузки древесины с воды в суда применяют плавучие краны различных отечественных и зарубежных марок. Наиболее распространены краны грузоподъемностью 100 и 150 кН с вылетом стрелы 30 м ленинградского завода, а также венгерских и японских фирм.

Необходимо изучить технологию работ этими кранами, а также основные технические характеристики кранов. Для сплотки и транспортировки готовых пучков от мест сплотки до мест формировки плотов применяют сплоточно-транспортные агрегаты В-43, В-51, В-53, ЛТ-84 и др. с управляемыми и неуправляемыми прицепами и полуприцепами. Необходимо изучить конструкцию этих агрегатов, состав операций и технологию работ, выполняемых агрегатами, и основные их характеристики.

Для выполнения ремонтных работ суда часто выгружают на берег специальными плавучими и береговыми судоподъемниками. Необходимо изучить типы и устройство этих подъемников, состав применяемого в них оборудования и методику расчета береговых судоподъемников. При лесосплаве отдельные бревна тонут, главным образом при нахождении в запанях. Необходимо изучить устройство, состав выполняемых работ и основные технические данные топляконодъемника ЛС-41. Необходимо также знать типы грейферов плавучих кранов и тонлякоподъемников.


Вернуться к началу страницы


Тема 9. Эксплуатация лесосплавных машин и флота. Тяговые расчеты

Изучение этой темы необходимо начать с ознакомления с действующими регламентирующими и руководящими документами по техническому обслуживанию судов, правилами эксплуатации, санитарными правилами и измерителями работы судов с учетом предотвращения загрязнения водоемов. При этом важно обратить внимание на порядок ввода в эксплуатацию, на порядок освидетельствования, на специальные требования эксплуатации, зимнего отстоя и ремонта судов.

При изучении порядка отстоя особо обратить внимание на выбор места для отстоя и ремонта судов, а также условий для обсушки или вымораживания судов. Далее необходимо усвоить основные измерители флота и методику расчета потребности флота, а также получить предъявление об эксплуатационных и технических измерителях флота. Для выполнения тяговых расчетов необходимо изучить зависимости для определения сопротивления воды и ветра движению плотов и судов. Знать тяговые характеристики и использование их при установлении скорости буксировки плотов.


Вернуться к началу страницы


Титульная страница
Введение    Указания к темам курса     Задача 1     Задача 2     Задача 3     Задача 4     Задача 5     Задача 6     Литература