11. ХРАНЕНИЕ И ПОГРУЗКА ЩЕПЫ

11.1. Хранение щепы

Хранение щепы может осуществляться:

Небольшие объемы щепы часто хранят в бункерах и бункерных галереях (закрытых складах), используемых для погрузки щепы в автомобильный транспорт и вагоны.

Бункер и бункерные галереи являются буферными емкостями с небольшим сроком хранения. Обычно хранение до 5-7 дней не сказывается на потере щепой каких-либо эксплуатационных качеств.

Бункер представляет собой однорядную или двухрядную емкость с нижней подачей (разгрузкой) щепы в транспортное средство (кузов автомобиля, вагон).

Бункерная галерея состоит из системы последовательно расположенных друг за другом бункеров и снабжена выгрузочными люками в боковых стенках с боковой подачей (разгрузкой) или в нижней части. Количество бункеров определяется объемом отгружаемой щепы и периодичностью подачи транспорта.

Контейнеры - емкости для кратковременного хранения щепы, например, вырабатываемой рубительной машиной на лесосеке.

При образовании больших объемов наиболее распространено ее кучевое хранение.

Хранение должно быть организовано так, чтобы исключить потери щепой своих эксплуатационных качеств (изменение цвета, химические и физические свойства и др.) и случаи ее возгорания.

Изменение цвета щепы (один из показателей разрушения древесины) происходит при низких и средних температурах под воздействием микробиологических процессов; при высоких температурах - в результате гидролитических процессов [11]. Изменение цвета щепы влияет на изменение цвета целлюлозы, и с увеличением срока хранение обуславливает снижение белизны небеленой целлюлозы. Белизна беленой целлюлозы при этом остается удовлетворительной, но увеличивается расход химикатов для отбелки целлюлозы из щепы длительного хранения.

Согласно данным ЦНИИМЭ, потери древесинного вещества в кучах щепы в зонах с умеренным климатом составляют 5-6 % за шесть месяцев.

В то же время недлительное хранение щепы оказывает благотворное влияние на производство сульфитной целлюлозы ввиду ускоренного старения смол.

Характер изменения температуры в кучах щепы из стволовой древесины летнего и зимнего хранения, установленный в результате осуществленного в США (штат Джорджия) процесса хранения щепы в кучах с основанием 30 ґ 50 м и высотой до 2,7 м, показан на рис. 11.1 и 11.2. Эти исследования показали, что при хранении в результате физических, химических и микробиологических процессов происходит уменьшение объемного веса древесины щепы. Поражение щепы синевой или плесенью распространяется на глубину 0,6 м от поверхности кучи. По мере снижения температуры влажность щепы в середине кучи повышается и грибы проникают на глубину более 0,6 м.

Рис. 11.1. Характер изменения температуры в щепе летом

Рис. 11.2. Характер изменения температуры в щепе за год

 

Наружный слой толщиной 0,6 м быстро темнеет по мере развития грибов, вызывающих мягкие гнили, что приводит к снижению объемного веса.

В процессе хранения щепы в кучах, как показали исследования СевНИИЛПа [11], по мере длительности хранения щепа темнеет и плесневеет, к концу шестого месяца хранения сосновой щепы в верхней части кучи максимальная влажность составила 233 %, в нижней - 178 %, в средней - почти не изменилась по сравнению с первоначальной и в среднем составила 138 %.

После 10-12-месячного хранения расход щелочи для производства 1 т целлюлозы в пересчете на NaО увеличился на 51 кг по сравнению с варкой свежей щепы. Выход целлюлозы с 1 м3 котла снизился на 8 кг.

Уменьшение разрывной прочности целлюлозы из щепы летнего хранения в среднем за месяц составило 5,0 %, а из щепы летнего-зимнего хранения и балансов - соответственно 4,0 и 4,6 %.

Согласно исследованиям шведских специалистов, при хранении еловой щепы в течение четырех месяцев уменьшение объемного веса в абсолютно сухом состоянии снизилось с 410 до 391 кг/м3, а в наиболее пораженной части кучи - до 386 кг/м3. То есть снижение древесинного вещества при хранении составило соответственно 4,6 и 5,9 %.

Согласно исследованиям немецких специалистов [11], предельный срок хранения щепы лиственных пород из стволовой древесины в кучах составляет шесть месяцев.

Для предохранения щепы от возгорания наиболее надежным в противопожарном отношении является поддержание влажности поверхностного слоя кучи на уровне 150 %.

Специалисты ЦНИИМЭ рекомендуют для исключения случаев самовозгорания щепы из-за резкого повышения температуры хранить щепу в кучах с минимальным содержанием мелочи, не допускать наличия в щепе катализаторов температуры (коры, смазочных масел, металлических предметов).

 

11.2. Погрузка щепы

Погрузка щепы на лесосеке в автомобильный транспорт или в съемный контейнер производится при помощи щепопровода рубительной машины.

Погрузка щепы в автомобильный или железнодорожный транспорт на нижних лесоскладах леспромхозов обычно осуществляется из бункеров с нижней подачей (разгрузкой) щепы в транспортное средство или из выгрузочных люков в боковых стенках с боковой подачей (разгрузкой) в транспортное средство.

Для загрузки вагонов из галерей обычно предусматривают маневровую лебедку. Загрузка одного вагона в зависимости от его емкости занимает 20-30 мин.

В бункерную галерею щепа подается пневмотранспортом или ленточным транспортером. Затем щепа перемещается ленточным или скребковым транспортером, оборудованным плужковым сбрасывателем для подачи щепы в различные бункеры галереи.

Для обслуживания галереи и возможности ручного рыхления слежавшейся или смерзшейся щепы внутри и снаружи ее бункеров смонтированы мостики. Открывание и закрывание разгрузочных люков бункеров обычно производится ручными лебедками.

Емкость бункеров определяется из расчета ежедневной подачи вагонов с учетом коэффициента неравномерности подачи, равного 1,25, и коэффициента неравномерности выпуска щепы, равного 1,1.

На рис. 11.3 показан вариант бункера [11] c выгрузочным скребковым транспортером.

Рис. 14.3. Вариант конструкции бункера: 1 - скребковый транспортер; 2 - трап; 3 - трап; 4 - вертикальная стенка; 5 - наклонный щит; 6 - люк (шибер); 7 - ручная лебедка; 8 - выгрузочный транспортер

Приведенный на рис. 11.3 бункер вместимостью около 650 м3 щепы в верхней части имеет скребковый транспортер 1, по бокам которого смонтированы трапы 2 для рабочих, обслуживающих бункер. Специальный трап 3 с ограждением используется для осмотра внутренней части бункера. Вертикальная стенка бункера 4 обшита досками, а наклонные щиты 5 - брусом. Люки (шиберы) 6 открываются при помощи ручной лебедки 7 при погрузке щепы в вагон и закрываются при накоплении щепы в бункере.

Проходящий под шибером двухцепной наклонный транспортер может быть заменен пневмопогрузчиком, обеспечивающим уплотненную погрузку щепы в вагоны.

Для ускорения высыпания щепы из бункеров некоторые конструкции снабжают электрическими вибраторами.

Известны также конструкции специальных контейнеров для щепы КЩ-2 и КЩ-3 конструкции КарНИИЛПа и ЦНИИМЭ с разгрузкой через створки дна.

Контейнеры можно использовать при перевозке щепы на открытых платформах или при смешанных перевозках с перегрузками контейнеров. Каркас контейнеров сварной конструкции внутри обшит досками. В нижней части контейнеров смонтированы открывающиеся люки со створками, открывающимися ручной лебедкой, канатом или багром, а в верхней - крышки.

Таблица 11.1. Техническая характеристика контейнеров

конструкции КарНИИЛПа

Показатель

Марка

КЩ-2

КЩ-3

Вместимость, м3

17,5

12,5

Число створок дна

2

2

Габариты, мм

   

длина:

по верхней обвязке

по нижней обвязке

 

2850

2850

 

2160

2360

Ширина

  • по верхней обвязке
  • по нижней обвязке

высота

 

2270

2270

3100

 

2160

2360

3100

Масса контейнера:

  • порожнего
  • загруженного

 

1100

6300

 

940

4700

 

При погрузке с помощью контейнеров загруженный щепой контейнер зацепляют серьгой с крюками, поднимают его и перемещают к вагону, над которым створки контейнера открывают, и высыпают в вагон щепу.

На погрузке щепы все шире используются пневмопогрузчики, обеспечивающие перемещение щепы в транспортные средства за счет энергии сжатого воздуха.

Для вывозки щепы используют специально разработанные автомобили-щеповозы (типа ЛТ-7), саморазгружающиеся вагоны-щеповозы железнодорожного транспорта, вагоны с нижними открывающимися люками и др.

Для повышения транспортабельности перевозимой щепы при погрузке используют пневмоуплотнение, виброуплотнение и брикетирование щепы.

Необходимо отметить, что на разгрузке щепы также используется специальное оборудование:

 

Вопросы для самопроверки

В содержание