Учебно - научно Производственный Центр

Начало 80х годов прошлого столетия, ознаменовалось появлением на лесоинженерном факультете нового поколения молодых преподавателей, закончивших аспирантуру: Васильев В.Н., Шильников В.В., Серебрянский Н.И., Эгипти А.Э., Мазуркевич М.А., Куликов М.И. и др. Учитывая опыт ведущих ВУЗов, где проходили обучение посланцы ПетрГУ, возникло предложение о создании учебной базы ЛИФа, которая способствовала бы совершенствованию учебного процесса и развитию научного потенциала факультета. Предложение получило поддержку в ректорате и парткоме университета. По предложению одного из преподавателей факультета, выпускника ЛИФ (Митрофанова Е.Г.) была выбрана площадка в п. Матросы Пряжинского района, на территории Матросского ЛЗП, Шуйско - Виданского ЛПХ.

Первые практики начались в 1974 году со студентами специальности «машины и механизмы лесной промышленности». Материальная база на первых порах была незначительная – один трактор ТДТ-55 и валочно-трелевочная машина ЛП-80, производства Онежского Тракторного Завода (далее ОТЗ). Учебными классами служили списанные троллейбусы, позаимствованные в троллейбусном управлении. Поскольку учебные практики студентов длились четыре недели, возникли вопросы с проживанием и питанием студентов. Матросская администрация пошла нам на встречу – студентов разместили в общежитии матросского ГПТУ, которое функционировало в то время, питались студенты в столовой ГПТУ. Из-за нехватки техники занятия со студентами частично проводились на автотракторной технике училища. Студенты изучали конструкцию машин, органов управления, принципов действия и др. Изучение конструкции и принцип действия отдельных узлов трансмиссии различных машин проводились в специализированных лабораториях училища. В учебном процессе кроме преподавателей и учебных мастеров ПетрГУ принимали участие преподаватели и учебные мастера училища.

Параллельно с учебным процессом проводились и хозяйственные работы – приведение в порядок выделенной территории под развертывание базы. Постепенно, благодаря помощи администрации Петрозаводска и РК, министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, университет начал успешно форсировать оснащение автотракторным оборудованием учебной базы. Появилась новая по тому времени, лесозаготовительная техника:

  1. трелевочные тракторы ТДТ – 55А и ТБ-1
  2. валочно-трелевочные машины ЛП-ЛП-17
  3. валочно-пакетирующие машины - ЛП - 19
  4. автозаправочная машина Т-142Б на базе ЗИЛ – 131
  5. трактор ЛХТ-55
  6. учебный автомобиль ГАЗ-52
  7. сучкорезная машина ЛП-30 и др

После появления новой учебной техники диапазон использования контингента студентов в учебных практиках, значительно расширился. По курсу «лесотранспортные машины» практику проходили студенты специальности «лесоинженерное дело» - они знакомились и изучали материальную часть автомобилей и лесозаготовительных машин, их компоновку, получали навыки управления и вождения машин. Большая учебная практика по машинам и механизмам лесного хозяйства проводилась и проводится со студентами лесного хозяйства и Садово - Паркового и Ландшафтного Строительства (далее СПиРС), студенты изучают матчасть оборудования применяемого в лесном хозяйстве, приобретают навыки работы с ним и с техникой используемой при этом. Поскольку ассортимент учебной техники стал значительно расширяться, то возник вопрос её хранения и обслуживания. Для этого необходимы производственные и учебные помещения. И к середине 1984г. у факультета появилась своя производственная база, на которой можно было совершенствовать учебный процесс и проводить научные исследования.


Фото 1 Учебно - лабораторный корпус Учебно - Научно Производст венного Центра в п.Матросы

Наиболее интенсивные научные исследования проводились кафедрой тяговых машин, кафедрой ТОЛК, кафедрой Лесного хозяйства. Кафедра тяговых машин проводила работы, тесно связанные с ГСКБ ОТЗ. Исследовались мощностные параметры трелевочных тракторов, их влияние на проходимость и маневренность машин, влияние положения центра тяжести на проходимость, влияние длины опорной поверхности гусениц на поворотливость тракторов и многое другое.



Кафедра ТОЛК проводила исследования и конструктивные разработки лесопосадочных машин, крайне необходимых при проведении работ в лесном хозяйстве.



Кафедра ЛХ проводила исследования по выращиванию леса на старых вырубках. В январе 1996г. при ПетрГУ было создано Учебно-Опытное Лесничество (УОЛ). Цель создания УОЛ – совершенствование учебного процесса, повышение уровня научно - исследовательских работ студентов (далее НИРС), увеличение объема научных исследований, расширение международного сотрудничества и др. Задачи – подбор в аспирантуру наиболее способных, одаренных студентов, проведение ежегодных студенческих конференций, повышение квалификации преподавателей через факультет повышения квалификации (далее ФПК), заключение договоров о сотрудничестве с отечественными и зарубежными ВУЗами, проведение семинаров, экскурсий и др.



В связи с расширением диапазона функций, возлагаемых на учебную базу, она была переименована в Учебно - Научно - Производственный Центр (далее УНПЦ) Лесоинженерного факультета. Таким образом, создаваемый УНПЦ может позволить Университету решать весь комплекс научных, производственных и образовательных задач, связанных с лесозаготовкой, деревообработкой, использованием древесных отходов, лесовосстановлением и др. В УНПЦ можно будет проходить обучение и знакомиться с передовыми достижениями науки и техники не только студентам ПетрГУ, но и специалистам соответствующих отраслей Северо-запада России и др. регионов России.

Полученные результаты исследований можно использовать при реализации аналогичных проектов в других регионах России. Необходимость и актуальность развития Учебно-Научно-Производ ственного Центра лесоинженерного факультета Петрозаводского государ ственного университета обусловлено исключительной важностью лесной тематики для Республики Карелия. В структуре промышленного произ водства Республики Карелия лесопромышленный комплекс занимает ведущее место (около 56 %) и в нем работает половина трудоспособного населения Карелии. Продукция лесопромышленного комплекса Карелии занимает заметное место в Российской Федерации. На долю РК прихо дится четверть производства бумаги, более трети - газетной. Около 10 % валютных поступлений в Россию приходится на древесину и продукты ее переработки.

Лесоинженерный факультет ПетрГУ является единственным подразделением, осушествляющим подготовку кадров высшей квалификации для предприятий лесного комплекса и энергетики в Республике Карелия. УНПЦ, при этом, служит основной базой для проведения учебных практик по специальностям «Лесоинженерное дело», «Машины и оборудование лесного комплекса», «Лесное хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Энергообеспечение предприятий» и научных исследований. УНПЦ лесоинженерного факультета Петрозаводского Государст венного университета содержит в себе учебную базу, парк лесозаго товительных машин и учебно-опытное лесничество, с арендуемыми лесными угодьями площадью 2465 га.

В УНПЦ сосредоточена следующая техника.
Тракторы ТДТ-55А, ТБ-1, ТТ-4, ЛХТ-55, Т-40, МТЗ-52.
Автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-52, МАЗ-509, ЗИЛ-131 (Т-142Б)
и др. оборудование, используемое в лесном комплексе. Указанные машины используются для проведения учебных практик со студентами лесоинженерного факультета, обслуживания научных исследований и частично для проведения необходимых рубок ухода на территории УНПЦ..

В последнее время сложилась такая ситуация, что при наличии лесосырьевой базы и некоторых видов лесозаготовительной техники, подразделение может только заготавливать круглый лес в хлыстах (сортиментах) и складировать его на верхнем складе. Собственных машин для вывозки и дальнейшей переработки древесины в УНПЦ нет. Отсутствие комплексности и глубины переработки древесины негативно сказывается на эффективности использования лесосырьевых ресурсов и возможностях учебного процесса при подготовке специалистов лесного профиля для Республики Карелия.
Напрашивается организация замкнутого цикла лесопользования, содержащего в себе:

  1. лесохозяйственные мероприятия по инвентаризации лесных ресурсов, отводу делянок для рубок и контроль правильности рубок;
  2. мероприятия по развитию сети дорог на территории лесничества;
  3. проведение рубок ухода и рубок главного пользования, по хлыстовой и сортиментной технологиям с вывозом древесины с делянок на территорию (площадку) базы;
  4. сортировку древесины, на деловую и дровяную;
  5. переработку деловой древесины (лесопиление) с последующей сушкой пиломатериалов;
  6. реализацию пиломатериалов;
  7. переработку отходов лесопиления и дровяной древесины в топливную щепу;
  8. мероприятия по лесовосстановлению на вырубленных делянках и уходу за молодняками;
  9. сбор и переработка не древесных продуктов леса (лекарственных растений, ягод, грибов и др.);
  10. организация маршрутов экологического туризма, рыбной ловли и охоты на территории лесничества.
Вышеперечисленные мероприятия будут целиком вписываться в направления научных исследований ЛИФа и позволят повысить качество подготовки выпускников по всем специальностям лесоинженерного факультета: лесоинженерное дело; лесное хозяйство; машины и оборудование лесного комплекса; автомобильные дороги и аэродромы, энергообеспечение предприятий.

Ниже представлены направления развития УНПЦ по основным разделам. Современное учебно-опытное лесничество крупного университета не может, как это было до сих пор, оставаться только базой учебных практик по узкому кругу дисциплин лесного хозяйства и лесозаготовок. Оно должно быть комплексным учебным центром многоцелевого характера, где все должно функционировать в режиме реальной производ¬ственной, экономической, просветительской деятельности и лишь через эту деятельность выступало бы как центр учебных и производственных практик, выполнения научно исследовательских работ. Учебно-опытное лесничество обязано извлекать максимум полезностей из всей совокупности своих ресурсов, не нарушая природные и социальные ограничения.

Цели лесничества:
Организация и проведение учебных и научно-исследовательских работ, экскурсий по всему спектру природопользования, Экскурсии, учебные практики проводятся сотрудниками ЛИФ, УНПЦ и другими учебными заведениями.
Кафедра Лесного хозяйства:
Учебные практики:
- лесоводство;
- технология производства недревесной продукции леса;
- лесные культуры;
- особо охраняемые территории (совместно с каф. Экономической географии ЛГУ).
Научная работа:
- после пожарное восстановление площадей вырубок;
- лесовосстановление (кандидатская и докторская диссертация;
- проведение рубок по различным технологиям;
- многоцелевое природопользование (докторская диссертация).

Рубки главного и промежуточного пользования, назначаемые на территории лесного фонда должны преследовать, прежде всего, учебную и научную цель; коммерческая сторона - должна быть вторичной. Пользование древесиной включает проведение рубок главного и промежуточного пользования. Они будут назначаться как в хвойных, так и мягколиственных насаждениях (на ближайшие 2-3 года их объем может составлять 1760 м в год. В перспективе он может быть увеличен до 7500 м в год). Рекреационного использование территории, включающего научный и учебный туризм по природным и историческим объектам; отдых на заранее подготовленных местах.

Силами студентов во время прохождения учебных практик можно подготовить одно -двух дневные туристические стоянки на потенциальных маршрутах. С кафедрой физвоспитания ПетрГУ велись переговоры на предмет проведения тренировочных сборов по спортивному ориентированию. Проводились переговоры с туристическими фирмами по приему туристов, интересующихся природными особенностями. Ресурсы лесничества.

Общая площадь лесничества составляет 2465 гектар. Из них, лесная, 2386 га. На территории лесничества выделены : 1 группа лесов вдоль р. Шуя и шоссе Мурманск -С. - Петербург (13,6 %), особо защитные участки леса вдоль садовых товариществ (23,9%) и 2 группа лесов (62,5 %), что ограничивает промышленное пользование древесными запасами.

Древесные:
Запасы средневозрастных, приспевающих и спелых дрсвостоев, составляют 357.8 тыс. м , в том числе спелые - 70 тыс. м .
Не древесные:
- черника - 7 тонн ягод и 8 тонн листьев
- брусника - 3 тонны ягод и 0.6 тонн листьев
- возможны сборы пряно-ароматических растений

Основным богатством Республики Карелия является лес, эффективное, комплексное его использование определяет экономическое состояние Республики. Решение современ¬ных проблем, стоящих перед лесным комплексом Карелии, требуют неординарных под¬ходов, которые могут эффективно влиять на процессы, происходящие в экономике, лес¬ной науке и образовании. Очевидно, что масштабность задач, которые предстоит решать сегодня и в будущем, такова, что необходимо объединение усилий многих государственных и промышленных структур, научных и учебных учреждений.

Большую роль в формировании экономической и технической политики лесного комплекса играют выпускники Петрозаводского государственного университета, работающие во всех отраслях экономики Республики. Особую роль в этом процессе принад¬лежит лесоинженерному факультету. В этой связи лесоинженерным факультетом ПетрГУ была разработана программа развития лесного образования в Карелии и определены основные направления ее реализации.

В последние годы факультетом накоплен положительный опыт международного сотрудничества с финскими и шведскими лесными учебными заведениями. Результаты плодотворной совместной работы реализуются в учебно - научно производственном Центре ПетрГУ, ко торый расположен примерно в 30 км от Петрозаводска. В Центре осуществляется обучение студентов, и проводятся научные исследования преподавателей лесоинженерного факультета ПетрГУ, поэтому Университет может и должен взять на себя решение стратегических задач развития лесной науки и образования Республики Карелия и всего Северо-западного региона России.

Петрозаводский государственный университет уже многое сделал и делает для развития лесной отрасли Республики в комплексном лесопользовании. На базе лесничества п. Матросы под руководством ученых и преподавателей ПетрГУ решается комплекс научных, производственных и учебных задач, связанных лесозаготовкой, лесо-переработкой и лесовосстановлением. При этом используются и сравниваются различные технологии и оборудование: российские, финские, шведские. Однако, до недавнего времени одно важное направление оставалось без должного внимания, ученых и преподава¬телей ПетрГУ - использование древесных отходов. ПетрГУ обладает всем необходимым для решения комплекса актуальных задач заготовки, переработки и использования древесных отходов в энергетике, которые могут быть реализованы на УНПЦ в п. Матросы

Но есть одна существенная проблема в вопросе комплексного использования древесного сырья в энергетике РФ - это проблема более широкого использование местных видов топлива, в том числе древесного топлива, эффективность использования которого после соответствующей подготовки не уступает эффективности угля, а стоимость существенно ниже последнего. При этом решается сразу несколько проблем.

- ликвидируются значительные объемы древесных отходов, нарушающих экологию.
- создается новая отрасль промышленности по переработке низкосортной древесины и древесных отходов и производству древесного топлива.
- использование местного топлива экономит бюджет регио нов, поскольку позволяет отказаться от покупки и завоза дорогостоящего минерального топлива.
- за счет отсутствия вредных выбросов в атмосферу, образующихся при сжигании минерального топлива, значительно улучшается состояние окружающей среды, что имеет значение не только для жителей РФ, но также и для населения соседних государств.

Таким образом, перевод системы отопления на использование возобновляемых источников энергии, в частности на древесное топливо, позволяет комплексно и эффективно решать сложные проблемы, стоящие перед народным хозяйством страны. В Республике Карелия отсутствуют основные топливные ресурсы: уголь, нефть, газ, а производимой электроэнергии собственными электростанциями недостаточно. Поэтому значительную часть энергетических ресурсов РК закупает в других регионах России. В то же время в РК ежегодно заготавливается и перерабатывается от 6 до 10 млн. м3 древесины. По различным оценкам, в Республике образуется около 4 млн. м3 в год экономически доступных древесных отходов. В этой связи Правительством РК принята Программа использования местных энергетических ресурсов, в том числе древесных отходов. На ряде котельных осуществлена соответствующая реконструкция и построено несколько новых источников теплоты, которые в качестве топлива используются древесные отходы. Однако, существующая технология требует близкого (в радиусе до 40-50 км) расположения котельных и древесных отходов, что не всегда осуществимо. Существуют технологии про¬изводства брикетов и гранул из древесных отходов, которые обладают достаточно высокой объемной плотностью энергии, что позволяет их транспортировать на большие расстояния.

Исходя из этого ПетрГУ намерен приступить к созданию учебно-демонстрационного комплекса по сбору, переработке и использованию древесных отходов. Учебная база состоит из трехэтажного здания с пристроенными к нему двумя ангарами. Необходимая мощность отопительной системы примерно 350 кВт. В настоящее время отапливается только учебно-жилой модуль электробойлером, что существенно увеличивает материальные затраты на содержание базы. Напрашивается реализация всей технологической цепочки от сбора древесных отходов, их подвоза к перерабатывающему комплексу, включающему рубительную машину, сушилку щепы, оборудование для изготовления брикетов (или гранул), транспортировку топливных брикетов к котельным установкам, монтаж котельных установок для сжигания брикетов.

В заключение следует отметить, что созданный УНПЦ позволит Университету решать весь комплекс научных, производственных и образовательных задач, связанных с лесозаготовкой, деревообработкой, использованием древесных отходов, лесовосстановлением. В Центре могут проходить обучение и знакомиться с передовыми достижениями науки и техники не только студенты ПетрГУ, но и специалисты соответствующих отраслей Северо-запада России. Полученные результаты исследований могут быть использованы при реализации аналогичных проектов в других регионах России.